среда, 18 декабря 2024 г.

Ксения Буржская «Литораль»

Ксения Алексеевна Буржская (1985 г.р.) - российская писательница, поэтесса, журналистка и медиаменеджер. Спичрайтер (составитель текстов) голосового помощника Алиса в Яндексе. Родилась в Ленинграде, училась там же, имеет диплом специальности «Связи с общественностью», работала в журнале «Сноб». Жила во Франции, сейчас с семьёй живет в Москве. Закончила школу литературного мастерства «Хороший текст». Эту школу курировала Татьяна Толстая, которая славится своей, мягко говоря, некоторой нелюбовью к ближнему, и которая, тем не менее, в адрес Ксении Александровны выдала почти материнское: «Она исключительно талантливый человек, и, может, сама не понимает, насколько талантлива», - что в устах недоброй Татьяны Никитичны равносильно признанию в любви. На сегодняшний день Буржская автор четырех романов, из которых «Литораль» последний.
Аннотация к роману начинается фразой «Это история двух женщин…», что настораживает сразу – зная тему, которая сквозит в почти каждой книге Ксении Алексеевны (кстати, если верить интернету, добропорядочной семейной дамы с кучей детей!), рискуешь со своим отзывом влететь под определение пропаганды того, что так не любит наша Конституция и лично депутат Милонов. Ан нет – всё оказалось гораздо интересней и закрученней. По сути, это еще один вариант доктора Джекила и мистера Хайда с поправкой на женский гендер.

среда, 11 декабря 2024 г.

Светлана Павлова «Голод»

Светлана Олеговна Павлова — молодая писательница нового поколения: резидентка Дома творчества Переделкино, выпускница «Creative Writing School» и «WLAG», а также магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ. Роман «Голод» вошел в лонг-лист премии «Лицей». Преподавательница писательского мастерства и старший редактор «РБК Стиль».
Чтобы объективно оценивать автофикшн, надо понимать, что этот жанр и автобиография – разные вещи. Это такая биография автора, которую он художественно преобразовал: допустим, поменял себе родителей, придумал/додумал друзей/врагов, добавил ужасов (или наоборот, романтики) в свою судьбу. Хотя основные жизненные коллизии соблюдаются, повествование ведётся от первого лица и возникает обманчивое впечатление, что перед тобой распахнули душу.

среда, 4 декабря 2024 г.

Артур Гедеон «Лилит. Злое сердце куклы»

«Лилит. Злое сердце куклы» — мистический триллер с элементами психологической драмы, детективного расследования и мрачной сверхъестественной истории. Артур Гедеон погружает читателя в темный, тревожный мир, где границы между реальностью и потусторонним стираются, где переплетаются древние тайны, семейные трагедии и глубокие психологические мотивы, а детская игрушка превращается в источник необратимого зла. Тема злой игрушки не нова, но в этой книге автор сумел удивить, наполнив историю уникальной атмосферой. Игрушка здесь — не просто предмет, а ключевой элемент, соединяющий тайны прошлого с глубокими личными трагедиями. Она становится катализатором событий, которые затрагивают не только судьбы героев, но и поднимают вопросы о природе зла, силе воспоминаний и том, как боль прошлого может разрушительно отразиться на настоящем.

среда, 27 ноября 2024 г.

Антон Секисов «Курорт»

Об этом авторе мы уже говорили, так что в биографию углубляться не будем. Коротко – Антону Артуровичу 37 лет, был журналистом, стал писателем, жил в Москве, затем переехал в Петербург.
Прошлое публициста не отпускает Секисова – большинство его книг балансирует на грани автофикшена и журналистского расследования. Не стал исключением и небольшой роман «Курорт», законченный АА в текущем году. Роман посвящен последним событиям, и в частности, релокантам – то есть молодым здоровым мужчинам призывного возраста, сбежавшим от этого самого призыва в Грузию.
…Итак, главный герой у нас именуется Митя, несмотря на почти сорок лет – ну это вообще примета времени, привет бородатым инфантилам. Прошлое Мити в шоколаде – он корреспондент в некой крупнейшей государственной газете и даже местная знаменитость. Митя строчит бойкие тексты на тему «общество», знаком со всеми и вся, окружен стажерами, которые заглядывают в рот своему гуру. У него своя московская квартира, в квартире уже десять лет некая Оля, типа гражданская жена, тоже успешный профессионал – риэлтор. Такая сытая приятная прохладная жизнь без обязательств, которая всех устраивает, и которая резко заканчивается в сентябре 22-го года, когда была объявлена мобилизация.

среда, 20 ноября 2024 г.

Помутнение: сборник рассказов

Глубокая осень, как известно, пора обострений. Издательство INSPIRIA, которое, как я успела заметить, отличается некоторой всеядностью, печатая как откровенную макулатуру, так и вполне неплохие книги, выдало неожиданный сборник, объединенный темой «ментальных расстройств и травм».
Более того, аннотация заманивает нас «тонкими, глубоко психологическими текстами». Увы, это, скажем так, неправда. Имена десяти авторов мне ни о чем не говорят, и это, конечно, не показатель, но манера современных вполне половозрелых творцов именовать себя Олями, Сашами, Любами, либо вычурно-англинизированными псевдонимами, уже настораживает. Особенно когда по тексту (а это в данном случае автофикшн) понимаешь, что условной Даше хороший тридцатник с гаком, а условная Джессика ваяет свои тексты отнюдь не на Манхэттене, а в Нижнем Перхушково. Назвать себя какой-нибудь Арларданьей Гривуаз и ваять при этом фэнтези из жизни радужных эльфов или версальских маркизов – нормально, а вот описание личных душевных терзаний на фоне убитой хрущобы под таким псевдонимом больше похоже на фарс и дурновкусие. Всё это отдаёт, извините, каким-то инфантилизмом, и это, к сожалению, подтверждается самими текстами.

среда, 13 ноября 2024 г.

Анна Лунёва, Наталья Колмакова «Чёрная изба»

Издательство МИФ решило запустить серию региональной прозы «Читаем Россию», и начало свой проект с вышеозначенного романа и города Новосибирска. Интересная фишка – на обложке в правом вехнем углу, в виде почтовой марки, обозначается регион России, в котором, по сюжету, и разворачиваются события данной книги. На сегодняшний день вышло четыре романа в жанре реализма, и только «Чёрная изба» была заявлена как мистический хоррор, что, собственно, и сподвигло меня её прочитать – видимо, сказываются отголоски Хэллоуина))). Кстати, издание очень качественно оформлено, плюс в тексте есть цветные вклейки с довольно стильными иллюстрациями.
Про авторов известно ровно то, что мы видим на обложке – что их двое и это женщины. Книга является для обеих дебютом, победившей на конкурсе издательства и таким образом попавшей в печать.
…Вообще от «Избы…» у меня довольно странные ощущения. Книга имеет довольно мощный объем – больше пятисот страниц, и первоначально действие разворачивается ну очень неторопливо, и меньше всего напоминает подростковый мистический роман, как можно было бы подумать, читая аннотацию. Начинается всё как социальный роман, который постепенно перерастает в психологический триллер с очень малой дозой мистики. Сама тема психологического насилия над человеком и неспособность этого человека отстаивать свою позицию совершенно, на мой взгляд, заслоняет этно-оккультные вкрапления в сюжет, и на самом деле намного страшнее любых ужасов.

среда, 6 ноября 2024 г.

Юлия Шляпникова «Наличники»

Как ни странно, но это уже вторая прочитанная книга подряд, в жанре, который меня совершенно не привлекает, вернее не привлекал прежде (первая книга «Приплывший дом» Снежаны Каримовой). Как будто не я выбрала их, а они каким-то магическим образом нашли меня. Очень странное ощущение - будто кто-то или что-то подсказывает обратить внимание на нечто важное, что скрыто в этих историях, то, о чем раньше даже не задумывалась. Может быть, это не случайность, а своеобразный знак?..
Дебютный роман Юлии Шляпниковой представляет собой увлекательное сочетание магического реализма и семейной драмы. Из интервью автора: «Наличники» родились из мысли «что может заставить человека вернуться в родной маленький город и остаться там жить?.. Я писала зимой в ожидании весны, и это перешло в настроение истории. …Сюжет родился из образов, которые я увидела или нафантазировала в процессе прогулок».