среда, 27 ноября 2024 г.

Антон Секисов «Курорт»

Об этом авторе мы уже говорили, так что в биографию углубляться не будем. Коротко – Антону Артуровичу 37 лет, был журналистом, стал писателем, жил в Москве, затем переехал в Петербург.
Прошлое публициста не отпускает Секисова – большинство его книг балансирует на грани автофикшена и журналистского расследования. Не стал исключением и небольшой роман «Курорт», законченный АА в текущем году. Роман посвящен последним событиям, и в частности, релокантам – то есть молодым здоровым мужчинам призывного возраста, сбежавшим от этого самого призыва в Грузию.
…Итак, главный герой у нас именуется Митя, несмотря на почти сорок лет – ну это вообще примета времени, привет бородатым инфантилам. Прошлое Мити в шоколаде – он корреспондент в некой крупнейшей государственной газете и даже местная знаменитость. Митя строчит бойкие тексты на тему «общество», знаком со всеми и вся, окружен стажерами, которые заглядывают в рот своему гуру. У него своя московская квартира, в квартире уже десять лет некая Оля, типа гражданская жена, тоже успешный профессионал – риэлтор. Такая сытая приятная прохладная жизнь без обязательств, которая всех устраивает, и которая резко заканчивается в сентябре 22-го года, когда была объявлена мобилизация.

среда, 20 ноября 2024 г.

Помутнение: сборник рассказов

Глубокая осень, как известно, пора обострений. Издательство INSPIRIA, которое, как я успела заметить, отличается некоторой всеядностью, печатая как откровенную макулатуру, так и вполне неплохие книги, выдало неожиданный сборник, объединенный темой «ментальных расстройств и травм».
Более того, аннотация заманивает нас «тонкими, глубоко психологическими текстами». Увы, это, скажем так, неправда. Имена десяти авторов мне ни о чем не говорят, и это, конечно, не показатель, но манера современных вполне половозрелых творцов именовать себя Олями, Сашами, Любами, либо вычурно-англинизированными псевдонимами, уже настораживает. Особенно когда по тексту (а это в данном случае автофикшн) понимаешь, что условной Даше хороший тридцатник с гаком, а условная Джессика ваяет свои тексты отнюдь не на Манхэттене, а в Нижнем Перхушково. Назвать себя какой-нибудь Арларданьей Гривуаз и ваять при этом фэнтези из жизни радужных эльфов или версальских маркизов – нормально, а вот описание личных душевных терзаний на фоне убитой хрущобы под таким псевдонимом больше похоже на фарс и дурновкусие. Всё это отдаёт, извините, каким-то инфантилизмом, и это, к сожалению, подтверждается самими текстами.

среда, 13 ноября 2024 г.

Анна Лунёва, Наталья Колмакова «Чёрная изба»

Издательство МИФ решило запустить серию региональной прозы «Читаем Россию», и начало свой проект с вышеозначенного романа и города Новосибирска. Интересная фишка – на обложке в правом вехнем углу, в виде почтовой марки, обозначается регион России, в котором, по сюжету, и разворачиваются события данной книги. На сегодняшний день вышло четыре романа в жанре реализма, и только «Чёрная изба» была заявлена как мистический хоррор, что, собственно, и сподвигло меня её прочитать – видимо, сказываются отголоски Хэллоуина))). Кстати, издание очень качественно оформлено, плюс в тексте есть цветные вклейки с довольно стильными иллюстрациями.
Про авторов известно ровно то, что мы видим на обложке – что их двое и это женщины. Книга является для обеих дебютом, победившей на конкурсе издательства и таким образом попавшей в печать.
…Вообще от «Избы…» у меня довольно странные ощущения. Книга имеет довольно мощный объем – больше пятисот страниц, и первоначально действие разворачивается ну очень неторопливо, и меньше всего напоминает подростковый мистический роман, как можно было бы подумать, читая аннотацию. Начинается всё как социальный роман, который постепенно перерастает в психологический триллер с очень малой дозой мистики. Сама тема психологического насилия над человеком и неспособность этого человека отстаивать свою позицию совершенно, на мой взгляд, заслоняет этно-оккультные вкрапления в сюжет, и на самом деле намного страшнее любых ужасов.

среда, 6 ноября 2024 г.

Юлия Шляпникова «Наличники»

Как ни странно, но это уже вторая прочитанная книга подряд, в жанре, который меня совершенно не привлекает, вернее не привлекал прежде (первая книга «Приплывший дом» Снежаны Каримовой). Как будто не я выбрала их, а они каким-то магическим образом нашли меня. Очень странное ощущение - будто кто-то или что-то подсказывает обратить внимание на нечто важное, что скрыто в этих историях, то, о чем раньше даже не задумывалась. Может быть, это не случайность, а своеобразный знак?..
Дебютный роман Юлии Шляпниковой представляет собой увлекательное сочетание магического реализма и семейной драмы. Из интервью автора: «Наличники» родились из мысли «что может заставить человека вернуться в родной маленький город и остаться там жить?.. Я писала зимой в ожидании весны, и это перешло в настроение истории. …Сюжет родился из образов, которые я увидела или нафантазировала в процессе прогулок».