Обратила внимание сразу на автора – Александр Окунь – т.к. с большим удовольствием и радостью прочитала его книгу, написанную вместе с Игорем Губерманом, «Путеводитель по стране сионских мудрецов». Да, Окунь пишет спокойно, без надуманностей и заумностей, читается интересно. В романе есть всё – триллер (в самом начале), любовная линия, фантасмагория, мемуары и немного мистики. Сюжет книги, сама история показалась мне близкой к биографии автора. Александр Окунь, художник, ныне живущий в Израиле, в своё время, в бытность в СССР, принадлежал к обществу «делавших андеграундную ситуацию» среди художников Ленинграда 1960-х и 1970-х годов.
В романе есть искусствоведческие отступления, где автор рассказывает нам о прелестях картин некоторых зарубежных художников, что немаловажно; это мне понравилось. С юмором и израильским колоритом Окунь дает панораму художественных кругов Израиля, провинциальных и вполне простодушных нравов, отношений в богемной среде, и ехидный взгляд на некоторых, слегка завуалированных (под псевдонимами), «товарищей» творцов.
Может, я не права, но, мне показалось, что Александр Каминка, художник и рядовой преподаватель Академии художеств «Бецалель» в Иерусалиме и художник Михаил Камов, который появился из ничего, из давнего ленинградского прошлого Каминки в воздухе Иудейской пустыни, - один человек. Какое-то раздвоение личности, фантасмагория… Камов появляется именно в тот момент, когда у Каминки рушатся жизненные позиции – в Академии вводятся новшества, в ещё не начавшемся романе со студенткой - обвинения и товарищеский суд, угроза увольнения за несколько лет до пенсии, крах всей его размеренной жизни. И вот тут материализуется некто Камов, и предлагает Александру участие в интернациональном выставочном проекте, посвященном пустоте. Камов придумывает Каминке экспликацию проекта — инсталляции дыры в стене, переполненной заумными терминами. Бред, конечно, но, делать нечего — и ради прикола художник ввязывается в авантюру. Причем, оказалось, вовсе не зря. На вернисаже Каминка оказывается победителем, раздает интервью, получает премию.
В финале друзья-художники оказываются в подземной арт-академии, где преподают, например, Леонардо и Микеланджело. Петров-Водкин объясняет здесь специфику натюрморта, а Коро — прелести пейзажного воздуховодства. Каминка и Камов еще много кого встречают — едва ли не всех персонажей истории искусств. Великие имена сыплются как из рога изобилия…
Роман любопытный. Рекомендую читать всем, кто интересуется современной прозой, новыми именами в литературе и рассуждениями об искусстве.
Книгу «Путеводитель по стране сионских мудрецов» можно взять в центральной городской библиотеке и городской библиотеке им. Л.А. Гладиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий