"Хамелеоном британской литературы" назвала английского писателя Джулиана Барнса журналистка Мира Стаут в статье "Романист-хамелеон", посвященной его творчеству: "Как только вы пытаетесь дать ему определение, он снова меняет цвет". И действительно, одиннадцать романов, четыре из которых — детективы, написанные под псевдонимом Дэн Кавана, сборник рассказов, сборник эссе, сборник статей и рецензий… Конечно же, Барнс узнаваем, но тем не менее практически каждая его книга не похожа на предыдущие.
В этой небольшой книжке огромная сила воздействия на читателя. Ведь музыка великого композитора Шостаковича, несомненно, влияет на человека, даже неподготовленного и необразованного музыкально. Одна Седьмая симфония чего стоит! Барнс так умело, интеллигентно и тонко говорит нам об этом человеке, о его страхе, каждодневном, и желании, всего лишь одном желании – писать музыку.
Да, Барнс ставит вопрос - как выжить художнику во времена жесткой тоталитарной власти, когда ты живешь как будто на качелях, то к тебе благоволят и играют твои произведения во всех концертных залах страны, то ты в опале, и тут уже страшно не только за свою растоптанную репутацию, тут жизни твоя и твоей семьи на кону. Барнс и даёт ответ – по сути, человек продолжает писать музыку, даже в таких условиях и это его правда, его судьба, его подвиг, если так можно сказать.
На мой взгляд, автор не оправдывает Шостаковича, но жалеет его - не как несчастного человека, а как человека, всю жизнь переживавшего столкновения светлой стороны своей души, где есть только одно желание: творить музыку, примирить её с темной стороной окружающей действительности,
Книга оставляет после прочтения тебя в раздумье и горьком чувстве о судьбе маленького, но великого человека.
Книгу можно взять в городской библиотеке им. Л. А. Гладиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий