Станислав Востоков (род. 1975) – российский детский писатель и натуралист. Родился в Ташкенте, там же закончил художественное училище и работал в местном зоопарке. Вообще биография у автора довольно бурная – где только не носило по миру Станислава Владимировича: он обучался в Англии, работал на острове Джерси (Нормандия), участвовал во всевозможных зарубежных проектах по сохранению редких видов животных, служил в Московском зоопарке и до сих пор путешествует по миру. Получал гранты от фонда Дж. Даррелла и разнообразные как российские, так и иностранные премии за свои книги.
Прозе Востокова присуща лёгкость (в хорошем понимании этого слова), юмор и доброта – что, кстати, роднит его с кумирами автора – Джеральдом Дарреллом и Виталием Бианки. Критики уже пророчат Станиславу Владимировичу лавры классика детской литературы и мне кажется, это не преувеличение.
«Брат-юннат» - новая повесть автора, автобиографическая – о том, как в начале 90-х восьмиклассник Востоков решил поработать в Ташкентском зоопарке как сейчас бы это назвали, волонтёром. С детства его тянуло из «бетонных коробок города» в мир дикой природы, в джунгли, сельву, тропики к экзотическим ламам, кенгуру и слонам. «Лучше всего,- размышлял будущий юннат, - конечно, уехать в Африку, в кенийский национальный парк Найроби или на Мадагаскар. Однако по некоторым соображениям от этого пришлось отказаться. Я был готов к тому, чтобы добираться до нужного места пешком. Но мама не готова была меня отпустить. Оставался Ташкентский зоопарк».
Дальше речь идёт о том, чем сталкивался каждый, попадая в юности на работу: суровая действительность быстро сбивает с твоего носа розовые очки и показывает, что видимая большинству парадная сторона профессии и её изнанка – две большие разницы. Что 99% процентов служащих – это люди, попавшие в данную отрасль случайно, а отнюдь не по призванию. Что любое дело держится на немногочисленных сумасшедших энтузиастах, бескорыстно помешанных на работе. А в результате всё губится тем самым случайным большинством – почему-то они всегда оказываются более живучими и неискоренимыми. Какой-то странный выверт эволюции…
…Описание коллектива служащих зоопарка не менее забавны, чем самих животных, тем более что со временем каждый из людей приобретал черты своих подопечных: заведующий виварием сам похож на бывалого крысюка и так же всеяден и живуч, вздорная смотрительница страусов эму в точности соответствует этим глупым и опасным птицам, а начальник «Попугайника» сам «любил поболтать и поесть сладкое». Станислав попадает в Птичий отдел, к водоплавающим пернатым. Которые быстро доказали свою принадлежность к дикой природе: щипались, кусались и стремились нанести максимальные увечья любому, кто к ним приближался, а в идеале – убить.
И потекли невидимые посетителям будни «кормления и ловления»: с пудовыми кастрюлями невозможного для человеческого нюха и глаза варевом, уборкой клеток, чисткой прудов, подрезанием крыльев. Это мне напомнило одну мою знакомую, хрупкую дюймовочку, которая была помешана на лошадях, поступила после школы в ветеренарку и устроилась таки в загородную частную конюшню. Где её и лягали и кусали, а возвращалась она домой пропитанная такими ароматами, что, несмотря на бандитские 90-е и тёмные полукриминальные задворки, на неё ни разу никто не посягнул. Карьеры ни коневода, ни ветеринара в результате она не сделала, а вот юного Востокова из зоопарка увели отнюдь не грязь, вонь и тяжелый физический труд, а развал коллектива, где сотрудники, несмотря ни на что, «были глубоко увлечены работой и птицами». Пришли люди, не любившие животных и зоопарк «наполнила атмосфера унылости и равнодушия». Так рушится любое дело – хоть зверинец, хоть музей, хоть общество садоводов, хоть библиотека…
Несмотря на такой печальный финал, сама книга очень добрая и юмористическая, читается легко и хотя адресована детям, её интересно читать и взрослым. Ещё хочется отметить великолепные иллюстрации Веры Цепиловой – такие же юморные и лёгкие, как сам текст.
Книга в ближайший месяц поступит в фонды городской детстко-юношеской библиотеки
Комментариев нет:
Отправить комментарий