О Холли Шиндлер на русском языке удалось найти немного информации: закончила университет, получила филологическое образование. Давала частные уроки игры на фортепиано и гитаре, решила написать роман о подростках. Что и сделала – «Тёмно-синий» - её дебют.
Тема заявлена серьёзная – шизофрения, тем более, что больна мать героини, а сама героиня – 15-летняя девочка, на чьи плечи свалился этот груз совместного с мамой существования. Родители девочки не абы какие, а с претензией – мало того, что дали ребёнку хипповское имя Аура, так и сами люди творческие, мама, например, художница. Всё мило, пока у мамы не обнаружилась и не стала прогрессировать болезнь. Все резко самоустранились – бабушки вообще сто лет назад поссорились с семьёй, как выяснится, и никак не проявляются, хоть и живут в этом же городе. Папа свалил в новую семью, предварительно строго наказав дочери следить за мамой и все её рецидивы подробно записывать в дневник (на кой чёрт, не поняла?..). А ещё маму нельзя кормить таблетками – а то не дай бог, утратит свой художественный дар и станет как все – здоровой серой личностью. А так будет как Ван Гог – сумасшедшей и гениальной. [Отвлекусь: голландский гений вообще упоминается в романе через страницу, словно и не было в мировой живописи вполне здравомыслящих творцов, не менее одарённых, чем Ван Гог. Шиндлер даже Сильвию Платт сюда приплела – французскую писательницу, прожившую свой короткий век в затяжной депрессии и покончившую в итоге суицидом. В результате Аура не хочет ни рисовать, хоть унаследовала мамины способности, ни писать, хоть учителя хором хвалят её сочинения. Видимо, кроме Ван Гога и Платт, иные деятели культуры ей незнакомы, потому как любая одарённость для Ауры – прямой путь в дурдом.]
…В больницу сообщить о творящемся дома Аура сообщить боится, так как в этом случае, как несовершеннолетняя, загремит либо в интернат, либо в новую папину семью – неизвестно, что ужасней. Весь роман занимают метания несчастного подростка, намертво прикованного к дому и бушующей в нём мамаше. Мелькает вроде романтическая линия – какой-то хлопец, положивший на Ауру глаз, но это никуда не развивается, т.к. Ауре не до него, а ему, видимо, достаточно пронестись мимо на своём скейтборде.
Вся книга показалась мне сырой и недоработанной – не очень понятно, как это в бдительном западном обществе социальные службы не сообразили, что ребёнок остался на попечении душевнобольного человека. Тем более, что мама и на людях вела себя не очень адекватно. А где школьные психологи, наблюдательные соседи и ближайшие родственники? И как это единственная подружка ну никому не проболталась ни разу? К концу романа Шиндлер, видимо, устав нагнетать нуар, быстро распутала все концы и привела героев к хэппи-энду, который по сюжету ну не вырисовывался никак.
Скоро меня книги, заявленные как «дебют», начнут пугать. Потому что всё происходит по стандартному сценарию – дебютанты замахиваются на темы и сюжеты, которые не в состоянии ни развить, ни подать. Зато, видимо, трескучим сюжетом надеются привлечь издателей, а те – потенциальных читателей. Обычная жизнь, та, что окном, им не интересна – попробуй, опиши эту повседневность так, чтобы затронуть читателя! Чай, не Чеховы. Вот и сыпятся на наши головы шизофреники, алкоголики, извращенцы и прочие маргиналы от хорошеньких чистеньких выпускниц филологических вузов, которым кажется, что двухнедельной терапии в клинике достаточно для того, чтобы навеки превратить отщепенца в примерного члена общества.
Хотя, при желании, можно и из «Тёмно-синего» извлечь нужную мораль: во-первых, нельзя (и даже преступно) перекладывать на детские плечи проблемы взрослых, а во-вторых, этими проблемами должны заниматься специалисты – маму-то в конце концов привели в разум врачи, а не друзья и родственники.
Книгу можно взять в городской детско-юношеской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий