Вот лишнее доказательство, что классика не стареет никогда. В начале 20 века американский писатель, в общем-то, далёкий в своём творчестве от антиутопии – большинство его произведений написано в жанре приключений и социальной прозы – написал повесть о пандемии, полностью перевернувшей цивилизацию.
Повесть я прочитала поздно – она входила в программу обязательного чтения в университете – и она меня просто поразила такой непохожестью на «классического» Лондона (с его золотоискателями и просто искателями лучшей жизни) и беспросветным пессимизмом. Последнее неудивительно – пройдёт четыре года и писатель сведёт счёты с жизнью.
С первых срок вообще не понимаешь, что происходит, картина вырисовывается постепенно. Берег, по которому следуют старик и мальчик – дед и внук. На горизонте – какие-то руины циклопических размеров. Эти развалины побуждают старика к рассказам о легендарной прежней жизни. И тут мы видим, что находимся в первобытной обстановке – шкуры, костры, со всех сторон – лес. Полудикие детки, с которыми проводит время старик. Сейчас, в их глазах, он – полусумасшедший дед Джеймс с бредовыми россказнями, которые, впрочем, их развлекают и смешат – как же, как же, какие-то волшебные самодвижущие повозки, невидимое нечто (это дедушка пытался втолковать юным дикарям что-то не то про атомы, не то про микробы) и прочая небывальщина. Внуки веселятся и потешаются над дедом на уровне персонажей «Камеди Клаба» - нравы-то опростились, самая смешная шутка – треснуть соседа втихаря и убежать, вырвать кусок еды из рук и бегать кругами, пока обиженный так смешно бесится или ноет… Вот такая действительность. Это сейчас, а прежде Джеймс Говард Смит – уважаемый человек, профессор и учёный, которому не посчастливилось не только пережить катастрофу, но ещё и сохранить память о прежней жизни, т.е. каждую минуту осознавать, что он потерял. На дворе 2013 год, какая-то загадочная хворь («алая чума», в других переводах – «красная смерть») полвека назад мгновенно выкосила практически всё население земного шара, отбросив цивилизацию обратно в доисторические времена. И настал рай по Грете Турнберг – никакой индустриализации, природа возродилась во всей первозданной красе. Вода очистилась, рыбы в море – завались, на суше всё зазеленело и расплодилось. Люди ожидаемо одичали и мало отличаются от животных. Зато питаются экологически чистыми продуктами – ну, если догонят и забьют.
Повесть написана в 1912 году – это ещё не было ни Первой мировой, ни революции в России, ни пандемии испанского гриппа. Но что-то, видимо, носилось в воздухе, в каких-то тонких материях, что только гении способны улавливать…
Комментариев нет:
Отправить комментарий