Владимир Семёнович Короткевич (1930 – 1984) – белорусский советский писатель, поэт, драматург, сценарист и публицист, классик белорусской литературы. Является одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Стал первым белорусским писателем, обратившимся к жанру исторического детектива.
«Дикая охота короля Стаха» - классическая готическая вещь, которую сейчас принято сравнивать с «Собакой Баскервилей». Да, здесь много совпадений – и эпоха, и попытка нечистоплотных соседей отжать у законных владельцев богатое поместье с помощью мистических «постановок» и даже болота, на которых и разворачиваются основные события.
Время – конец 19 века, задворки Российской империи, белорусская глушь. Молодой этнограф Андрей Белорецкий во время своих научных вояжей заплутал в болотах, в которых едва не увяз, и чудом выехал на какое-то мрачное подворье. Замок не замок, дворец не дворец – угрюмое мощное строение и такие же угрюмые обитатели. Которые, тем не менее, приняли путника. Главная из них, не считая немногочисленных слуг – 17-летняя Надия Яновская, последняя из когда-то могущественного рода, хозяйка поместья. И Белорецкий попадает в своеобразный этнографический заповедник, чего тут только нет: и колоритные «паны», и местные привидения («Голубая Дама») и домовая нечисть («Малый человек») и родовые проклятия – пресловутая охота короля Стаха - призрачные всадники, летящие над болотом - которая не сегодня-завтра прикончит последнего представителя рода Яновских. Надия сидит и смиренно ждёт неизбежного финала – кто ж попрёт против проклятия!.. Однако нашёлся один – Белорецкий. Справедливо полагающий, что на всё есть вполне материалистичное объяснение. Так оно и вышло в конце, но сперва Короткевич мастерски попугал и читателя и своего героя.
Очень, как теперь принято говорить, «атмосферная» вещь – с мастерски выписанными характерами местной «шляхты», а ещё – обстановки, одежды и даже старинной кухни (в разгар событий у Надии случаются именины с неизбежными гостями-соседями и обильным застольем). Повесть, написанная в 1958 году про 1880-е годы, ничуть не устарела, даже неизбежное для советской литературы бичевание социального размежевания (пропасть между уровнем жизни «бар» и «холопов») сейчас неожиданно стало актуальным - так же, как и безусловная вера во всё оккультное, и охота за наследством. Классика на то и классика, что не устаревает никогда. «Дикую охоту…» даже экранизировали в советское время и получилось вполне ничего себе жутковатое кино, названное впоследствии «первым советским мистическим триллером».
Для широкого круга читателей.
Книгу можно взять в городской детско-юношеской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий