Джонатан Коу (род. 1961) — британский писатель. Получил филологическое образование, преподавал в университете. Коу – член Королевского литературного общества и обладатель нескольких премий за свои произведения. Основные жанры, в которых Коу работает как писатель – политическая сатира, биографии. В жанре политической сатиры написан роман, прославивший писателя – «Какое надувательство!» (1994), в котором он проехался по правящим английским кланам и в частности по правительству Маргарет Тэтчер. В реалиях наших 90-х его бы просто за это подстрелили, но в старой доброй Англии (в 1995 году) Коу получил премию Джона Ллевелина Риса (одна из старейших английских премий. Присуждалась уроженцу Великобритании за лучшее произведение, написанное на английском языке).
Тем удивительней содержание «Дома сна» - не то психологического романа, не то социальной фантастики, не то медицинского триллера. Странная книга, которая входит во всевозможные списки интеллектуального чтения. Небезызвестная Галина Юзефович считает «Дом сна» «интеллектуальной головоломкой», «изысканным романом-сном» и вообще лучшим романом Коу. У меня осталось двойственное впечатление от этого романа: с одной стороны понравилось как написано (стиль, язык, закрученная интрига, где все сюжетные линии тем не менее приходят к логическому концу), с другой – перепугали главные герои.
Меня всегда напрягали люди, помешанные на какой-то идее фикс. Изобретатели вечного двигателя, искатели внеземных цивилизаций, яростные последователи религиозных культов и политических течений, активисты Гринписа, ЗОЖа и т.п. публика. Фанатики, одним словом. А в «Доме сна» все герои с какой-то фанаберией. Вот доктор Грегори, мечтающий избавить человечество от этой напасти – сна, забирающего, как мы знаем, треть жизни. Он с упоением мучает в своих лабораториях грызунов и собак и, если удается – добровольцев-пациентов. Тьери (пациент) – кинокритик, всю жизнь положивший на розыски какой-то копии артхаусного кино некоего режиссера, чьё замороченное творчество интересно только избранным. В ходе этих поисков он практически перестал спать, за что и попал в поле зрения сумасшедшего доктора. А вот Роберт, у которого свет клином сошёлся на некой Саре. Наконец сама Сара (тоже потенциальная пациентка и, по совместительству, бывшая любовница Грегори), которая сама не знает, чего и кого хочет, но определённо не Роберта. Всё действие разворачивается в Доме Сна – бывшем студенческом общежитии, а теперь клинике для людей с проблемами сна. Сюжет проходит в двух временных рамках – 80-е годы прошедшего века (общежитие) и сегодняшние дни (клиника). Дальше пересказывать нельзя, будет спойлер. Могу сказать только одно – самый больший ужас навёл на меня Роберт со своим синдромом Адели. Кто дочитает роман до конца, поймёт, почему.
Думаю, «Дом Сна» будет интересен многим, несмотря на свои пугающие лавры «интеллектуального романа» по разным причинам – из-за языка (уж больно хорошо написано), и из-за интриги, и из-за любовной истории.
Книга поступит в фонды библиотек в текущем году
Комментариев нет:
Отправить комментарий