Вере Олеговна Богданова (1986 г.р.) - российская писательница, переводчик, литературный обозреватель. Лингвист по образованию, владеет английским и японским языками. Публиковала рассказы в журнале «Новый мир». Ее роман «Павел Чжан и прочие речные твари» вошел в финалы премий «Нацбест» и «Лицей», а также в длинные списки премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». «Сезон отравленных плодов» — второй роман писательницы.
Если совсем уж обобщать, то «Сезон…» - это психологический роман, основная тема которого – абсолютная беззащитность женщины перед семейным насилием; вообще, как ни дико это звучит для европейской страны 21 века – о женском бесправии в российском обществе. «Женская жизнь как будто распланирована, прожита заранее, и остается лишь кусок после пятидесяти, когда муж уйдет или умрет, и можно будет не кормить и не обстирывать, а просто доживать, выискивая: чего же я хочу? Как провести оставшиеся годы? И это очень странно, когда смысл находится вовне. Ты все время должна быть для кого-то, но не для себя. Себя ты должна раздать другим, в них раствориться, если ты и правда хороша».
Главная героиня, Женя, влюблена – и взаимно – в Илью, двоюродного брата. В оправдание (если герои нуждаются в нём) можно сказать, что впервые Женя и Илья встретились уже в достаточно взрослом возрасте, в песочнице вместе не росли. Было удивительно узнать, что, оказывается, наше далёкое от западных толерантных вариаций законодательство вполне допускает такой брак: в законах Российской Федерации прямого запрета нет. Не возражают и ученые-медики, при условии, что в вашем роду не было таких прецедентов: шанс породить урода (чем обычно пугают эти союзы) точно такой же, как и у обычных пар. Против только православная церковь. Так что самое страшное, что может гарантировано случится – вас никогда не обвенчают. Законы законами, но есть ещё социум, общественное мнение: родители, родственники, соседи, друзья-знакомые, у которых собственное понятие о норме и они не преминут донести его до тебя. И перешагнуть через этот социум сложнее и даже опаснее, чем через закон. Любящие родственники в «Сезоне…» из лучших побуждений, разумеется, уничтожили шанс на счастье двух людей, исковеркав психику, физическое здоровье, поломав судьбу.
Читать всё это было страшно, особенно на фоне рассказа об обычных, «правильных» семьях, где избить женщину – дело житейское, семейное. Терпи, баба, не то одна останешься, кому ты со своими детьми нужна и на что (и где) жить будешь?.. И вообще – сама виновата. В романе от возмущённой общественности прилетело только Жене как «шлюхе и извращенке», Илья побоку.
Сюжет разворачивается на фоне начала 2000-х, когда периодически случались теракты – то метро, то жилой дом, то вокзал, то трамвай. «Жуткие новости были фоном нашего детства и юности и стали в какой-то мере нормой», - пишет в послесловии Богданова. Так и выросли дети – эти самые плоды отравленных деревьев, своих родителей и окружающей действительности. В общем, роман о том, как жить нельзя – как верно заметили в одном из отзывов в интернете. Нельзя унижать и обесценивать детей, нельзя навешивать на них своё представление о счастье, нельзя заводить семью и рожать детей только потому, что «так надо». Нельзя сходиться с моральными уродами, потому что сбежать от них можно только на тот свет. И ещё о том, что алкоголик в семье – это страшно и неизлечимо, а агрессивный алкоголик – ещё и смертельно опасно.
«Сезон...» вполне может вогнать в депрессию, но это достойный роман, поднимающий массу больных вопросов, на которых, к сожалению, однозначных ответов нет…
Книга поступит в фонды библиотек в текущем году
Комментариев нет:
Отправить комментарий