Донна Тартт считается автором жанра «интеллектуального детектива», пишет долго, по современным меркам – нереально долго: за тридцать лет едва ли три романа (третий то ли пишется, то ли недавно дописан). «Тайная история» - её дебют. Сюжет романа: компания студентов (колледж в Новой Англии, золотая молодёжь, факультет древних языков) убивает своего товарища. Тот не понял эстетских вывертов своих уж чересчур утончённых однокашников, счёл их мировоззрение в корне неверным и собрался сдать милых друзей куда следует, да не успел.
Итак, определить жанр романа можно как детективный. Но этому определению противоречит буквально всё - и объём (600 страниц!), и текст, напичканный цитатами из антиков и ссылками на классиков. А главное то, что с первых страниц ясно кто убил и кого, и сразу следом – за что. Весь остальной массив текста о том, как теперь с этим жить, если вообще возможна нормальная жизнь после содеянного.
«ТИ» вышла огромным тиражом, периодически переиздаётся, переведена на десятки языков и собрала массу похвал и восторгов по всему миру. Хвалят за всё – за напряжение, в котором автор держит читателя до последней страницы, за стиль, язык, качество перевода (по крайней мере, на русский язык) и за отсутствие морализаторства. Хотя, на мой взгляд, мораль в романе есть и более чем ясная – не убий! Одно преступление – случайное – влечёт за собой другое, уже осмысленное и тем более страшное, попутно срывая маски с «белых и пушистых». Утончённые умники и эстеты, красавцы и очаровашки с налётом декаданса оказываются в итоге носителями всевозможных пороков, монстрами и уродами. Олимпийцы превращаются в бесов. Преступление осталось юридически нераскрытым, но наказание в итоге пришло ко всем. Студенты-антики из усвоенного греко-римского материала упустили одну деталь: Мщение, оно же Возмездие (все эти фурии, эринии и немезиды античных мифов и трагедий) всегда, рано или поздно, настигает убийц и всем отмеряет по заслугам.
Книгу можно взять в городской детско-юношеской библиотеке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий