Юрий Буйда - известный прозаик, автор многочисленных романов и публикаций в прессе, родился в 1954 году. Его роман «Вор, шпион и убийца» удостоен премии «Большая книга» за 2013 год. Некоторые критики относят это произведение к жанру «макабр», настолько мрачными и неправдоподобными кажутся им, наверно, персонажи книги и всё, что с ними происходит. А я как раз думаю, что роман вполне себе реалистичный, и автор описывает жизнь и нравы маленького послевоенного городка такими, какими они были: с бытовой неустроенностью, нищетой, пьянством, свободными нравами и колоритными обитателями, среди которых есть и герои-фронтовики, и маргиналы, и начальники.
«Вор, шпион и убийца» - во многом автобиографический роман. Буйда рассказывает о своей жизни, начиная с самого детства (50-е годы) и заканчивая девяностыми. Мы видим главного героя на протяжении большого отрезка времени: от мальчишки-школьника до редактора районной газеты, отца семейства. Причём это рассказ не только о жизни героя, но и о целой эпохе в истории нашей страны. А ещё мне кажется, что эта книга о душе. О том, как она, едва осознав себя, начинает искать смысл жизни, о чём-то мечтать и часто не благодаря, а вопреки обстоятельствам, добивается своего, совершая настоящий прорыв.
Главный герой романа страстно мечтает стать писателем: «подсматривать, подслушивать, красть чужие слова и, перенося их на бумагу, давать им новую жизнь». Поначалу талантливый юноша запрограммирован совсем на другую жизнь: монотонная работа на заводе, случайные встречи с женщинами, скучные серые будни. Но за внешней обыденностью событий идёт напряжённая внутренняя жизнь: «я смотрел на мир сотнями жадных глаз и слушал жизнь, которая перла в меня со всех сторон». Он читает запоем, пишет стихи, прозу. Он буквально одержим писательским ремеслом, согласен многим пожертвовать ради него, готов «писать и переписывать, писать и зачёркивать, писать и сжигать, снова писать…». Мы расстаёмся с героем в тот момент, когда его судьба совершает очередной крутой вираж, он приезжает завоёвывать Москву. И мы знаем, что он все-таки станет «вором, шпионом и убийцей», то есть настоящим писателем…
Ад Юрия Буйды
У какого-то (не помню) писателя я вычитала, что ад на самом деле - это не горящая синим пламенем зловонная бездна, в которой корчатся воющие грешники, а тихое унылое серое поселение с такими же тихими унылыми серыми поселенцами. И там истинные грешники влекут своё наказание - бесконечное существование в бесконечно пошлой и примитивной обстановке – и нет мук страшнее! Юрий Буйда описал своё детство (а, по всей видимости, «Вор…» - автобиографический роман) в аду – такое у меня сложилось впечатление. Месторасположение ада – послевоенный полуразрушенный, полузагаженный посёлок, населённый инвалидами во всех смыслах этого слова – и физическом, и моральном. Только к середине повествования я поняла, что у героя вполне себе интеллигентные родители с приличным образованием и профессией, которые, однако, с первых страниц не особо отличимы от своей полуграмотной дремучей домработницы.
У меня ощущение, что советское прошлое – хоть голодное послевоенное, хоть сытое застойное - застряло в памяти (а после – в творчестве) у большинства современных писателей исключительно в двух полярных вариантах: а) всё было омерзительно; б) всё было замечательно. Хотя истина, как известно, где-то посередине. Герой Буйды, вырвавшись из своего адова гнезда, стал журналистом (а не гопником, не уркой и не тихим алкоголиком, чему усиленно способствовала среда) и осел в советской загранице – Калининграде. Однако ощущение, что так и остался чумазым, сопливым оборванцем на загаженной родной улице – ничего не изменилось, словно перевёз с собой и ведро в качестве унитаза, и соседа-дебошира, и речку-вонючку. Вот и повзрослел, и взаимная любовь случилась, и какие-то жёны и друзья мелькают (именно мелькают, никак особо в душу не западая), и не на стройке работает – но всё также беспросветно, тяжело и тошно, как было. Опять вокруг одни недолюди, а впереди вообще атас – перестройка и весёлые девяностые. Вроде герой и в Москву едет, и писателем – знаем! – станет, но испытываешь облегчение, что мытарства автора в уже постсоветское время остались за рамками романа.
Не люблю такую прозу, хотя книгу дочитала – в основном благодаря языку и стилю автора – а Ю.Б. действительно хороший писатель. Вот «Синюю кровь» его очень люблю, но даже это не примирило с «Вором…». Видимо, жанр автобиографического макабра вообще не мой.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке, городской детско-юношеской библиотеке, библиотеке семейного чтения, библиотеке им. Гладиной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий