Мари́на Льво́вна Степно́ва (род. 1971) русская писательница, поэтесса, редактор, переводчик, сценарист. Закончила Литературный институт им. Горького в Москве. Владеет румынским и английским языками. Работала редактором в литературных изданиях; публиковалась в «Нашей улице», «Новом мире», «Звезде» и других журналах. В 2005 году вышел первый роман М. Степновой — «Хирург», затем «Женщины Лазаря» (2011), «Безбожный переулок» (2014). В июле 2020 года британская газета «The Guardian» включила роман Степновой «Женщины Лазаря» в свой список «десяти лучших романов, действие которых происходит в России».
Роман «Сад» (2020) - как теперь принято говорить, «крайний» роман писательницы. Я бы назвала его мастерской стилизацией под русский классический роман 19 века. Всё оттуда – язык, «дворянское гнездо», подробности быта и уклада (няньки, мамки, бонны, гувернёры, приживалы, вся дворня оптом, дядюшки, бабушки, тройки, балы, чай в саду и т.п.) экскурсы в родовое древо героев, любовно-семейные перипетии. Степнова смешала все эти классические ингредиенты, слегка добавила революционных дрожжей (в виде террористического движения и зарождения феминизма) и обильно подперчила обсценной лексикой. В результате блюдо получило статус 18+.
Сюжет вращается вокруг позднего княжеского ребенка, девочки Туси (Натальи), появление и существование которого – у меня сложилось такое впечатление – олицетворяло собой тотальное Разрушение. Разрушение всего, созданного и хранимого дворянским укладом. И Туся рушит это всё на своём пути: здоровье собственной матери, вообще свою семью (уходит отец, напуганный тем, как изменилась физически и главное – психически после родов жена), позже разрушит счастье сводной сестры-приёмыша, а под финал – уничтожит Сад.
Туся растет не как все дети её круга: и говорить начала поздно, и внешне не очень, и время предпочитает проводить не за пяльцами, к примеру, а на конюшне. Куклы, балы и женихи – по боку, Туся грезит, о господи, об образовании и вообще – немыслимо! – хочет стать ветеринаром. Туся, несмотря на своё княжество, юбки и кудри, выглядит и выражается как конюх. Это, напомним, 80-е годы 19 века. Курсистки уже появились, учиться, да, женщины (с массой всяких оговорок) могут, но на деле – никакого диплома/сертификата/справки об образовании не получат, да и возможность устроиться кем-то кроме той же домашней учительницы – нулевая.
Но у Туси, кроме самодостаточности и упорства, есть два козыря. Первый – её воспитатель Мейзель, персональный ангел-хранитель, заменивший, по сути, Тусе и отца, и мать, и вообще семью. Поддерживающий, направляющий, оберегающий. Второй – огромные деньги. А большие деньги, кроме всего прочего, это Свобода. Возможность делать всё, что тебе нравится, наплевав на любые (в рамках уголовного закона, естественно) условности и правила. И к финалу Туся получит всё, чего желала.
«Сад» - это такая крепкая семейная сага; для любителей семейного романа – самое то. В адрес Степновой в отзывах звучат обычно две претензии – зачем столько ненормативной лексики и к чему приплетён Александр Ульянов, старший брат Вождя мирового пролетариата? Меня не смутило ни то, ни другое. Наличие мата в тексте в принципе оправдано – на конюшне выражались явно не так, как в салоне Анны Павловны Шерер. И почему бы автору не вплести в контекст, по сути, исторического романа, реальную историческую личность – хоть бы и революционера Ульянова.
Для широкого круга читателей.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке, городской библиотеке им. Л. А. Гладиной, Секторе художественной и детской литературы, библиотеке семейного чтения
Комментариев нет:
Отправить комментарий