Николая Цискаридзе представлять не надо – его имя знают даже те, кто с балетом сталкивался только в виде картинки на коробке шоколада «Вдохновение». Премьер «Большого», ректор Вагановского училища, ведущий развлекательных программ – Цискаридзе умудряется оставаться на плаву даже в статусе заслуженного балетного пенсионера. Кроме того, у него есть блог, где Николай Максимович занимается, так сказать, культурным просвещением – рассказывает не только о своём дне сегодняшнем и вчерашнем, но и совершает образовательные экскурсы в историю живописи, кино или театра.
Цискаридзе как личность заинтересовал меня однажды, когда я случайно наткнулась на канале «Культура» на четырёхсерийный документальный фильм о нём, кажется, по случаю какого-то юбилея. Наткнулась случайно, а досмотрела все части от и до. Меня всегда восхищали люди самодостаточные, не зависящие ни от мнения окружающих, ни от текущей повестки дня, способные не только иметь, но и отстаивать (и аргументировать!) свою позицию – и НМ оказался именно таким. Цискаридзе вообще рвёт шаблоны, связанные с «людьми балета» - начитанный, широко образованный, напрочь лишённый специфических черт характера «звезды» - заносчивости, зависти, «подвижной нервной системы»…
За давно ожидаемые мемуары поклонники НМ должны благодарить пандемию, запершую нашего премьера в четырёх стенах и лишившую его возможности вести активную общественную деятельность. Обыватель в таком случае уходит в виртуальную реальность и/или наедает пузо, культурный человек начинает творить. Книгу автор разделил по классическому лекалу – детство, юность, молодость, и наполнил содержанием, отвечающим заголовку «Мой театр». Потому что это сначала про мечту о театре, затем про учебу в театре, и наконец про работу в театре. Даже некрасивые моменты – а Цискаридзе пришлось столкнуться и с буллингом в московском училище (нестандартная внешность, акцент, превосходство над остальными и в плане культурного развития, и в плане одарённости), и с интригами, и с завистью и нездоровой конкуренцией коллег - НМ умудряется отразить в своих воспоминаниях так, что это не похоже на сведение счетов, как у многих мемуаристов из театральной среды. Ещё выгодно выделяет его способность к самоиронии и юмор. Посмеяться над собой – покажите хоть одну нашу (и не нашу) «этуаль», способную на это - может только уверенный в себе и самодостаточный человек. Подкупает ещё не только профессионализм, а, не побоюсь этого слова, абсолютное служение своему делу. Цискаридзе, наверное, единственный в своей среде, среди звёзд такого уровня, кто не приобрёл никаких особенных материальных благ – никакой тебе могучей недвижимости, раскиданной по европейским столицам и курортам, завалов антикварного барахла и парка дорогих машин. А ведь мог себе позволить. Но у этого редкого человека другие приоритеты. И если я и раньше уважала НМ, то после «Моего театра» уважаю его ещё больше.
…Неожиданно оказалась, что это первая часть, книга заканчивается на интригующем моменте, и я надеюсь, что для того, чтобы написать часть вторую, Цискаридзе не понадобиться очередной мировой катаклизм…
Комментариев нет:
Отправить комментарий