Андрей Георгиевич Битов (1937 – 2018) – считается классиком русской литературы второй половины 20 века. Родился в Ленинграде, в интеллигентной семье. Закончил среднюю школу с усиленным преподаванием английского языка, затем – Ленинградский горный институт. Интересно, что в этот вуз его привело исключительно название – будущий писатель увлекался альпинизмом и, как позже вспоминал сам, остро реагировал на всё, к чему имели отношение горы. Позже Битов закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров.
Писал стихи. Подражая Виктору Голявкину, начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованные в 1990-х годах. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем. С 1960 по 1978 год вышли в печать около десяти книг прозы. С 1965 года член Союза писателей. В 1978 году в США опубликован роман «Пушкинский дом». В 1979 году он — один из создателей бесцензурного альманаха «Метрополь». Его запрещали печатать вплоть до 1986 года. [Информация из Википедии].
Вообще Битов известен, прежде всего, своим знаковым произведением – постмодернистским романом «Пушкинский Дом» (жизнеописание некоего Лёвы Одинцова, филолога и рефлексирующего интеллигента), который АБ писал семь лет (и который, чтобы прочитать и понять, надо потратить не меньше времени) ещё в эпоху застоя, а опубликовать смог только во время Перестройки. С этим текстом носятся литературные эстеты, поскольку он весь пропитан филологическими изысками, аллюзиями, комментариями, отступлениями, рассуждениями, и чтобы продраться через эти дебри, кроме соответственного образования, нужно время (читать урывками просто не получится) и, желательно, некоторое уединение – чтобы ничего не отвлекало. Вроде есть и интеллектуальный багаж, есть и время, и уединение – благодаря отпуску, и есть мерзопакостная погода за окном, которая напрочь исключает выход из дома надолго, но «Пушкинский Дом» сломал меня на 29 странице. Если впереди у меня будут лет 7-10, обязательно его дочитаю и поделюсь впечатлениями.
Но мы сейчас не об этом романе, а о последнем произведении Битова – книге, практически надиктованной уже тяжелобольным писателем своей коллеге и сотруднице, писателю Асе Гусевой, и посвященной Пушкину. Битов анализирует творчество поэта, так сказать, с конца жизненного пути, чтобы понять, откуда, собственно, возникли предпосылки к смертельной дуэли. Ожидание осени – это ожидание Болдинской осени, то бишь феноменального по своей продуктивности вдохновения. Болдино – это ссылка, по сути, побег от действительности, реальной, обыденнотекущей жизни. И Пушкин – по Битову – всегда убегал, чтобы достичь свободы, и с помощью этой свободы прийти к вдохновению. То есть, если вульгарно сформулировать в современном ключе – попросту нарывался на неприятности, чтобы спровоцировать своё выпадение из, скажем так, прозы жизни. И даже последняя дуэль, в которой он, по словам современников, словно искал смерти – это желание не смерти как раз, а с помощью, в худшем случае, несмертельной раны, официально быть изгнанным в очередную ссылку – прочь от семьи и её проблем, от «мерзости бытия», к очередной Болдинской осени. АГ, по сути, не являлся профессиональным пушкинистом, но его текст любопытен и свои теории он остроумно аргументирует. «В ожидании осени» - это, по сути, такое литературоведческое эссе, с авторскими рассуждениями, с отсылками к собственной биографии, которое очень интересно читать, потому что Битов был и остаётся хорошим стилистом и мастером русского языка.
Книга поступит в фонды центральной библиотеки в текущем году
Комментариев нет:
Отправить комментарий