Фернандо Арамбуру (род. 1959) - испанский писатель. Окончил факультет испанской филологии университета Сарагосы и с 1985 года живет и работает преподавателем испанского языка в Германии. Автор нескольких романов, лауреат различных литературных премий. Арамбуро считается одним из самых важных ныне живущих испанских писателей, наряду с такими романистами, как Артуро Перес-Реверте, Андрес Паскуаль и Эдуардо Мендоса, все они включены в так называемое испанское новое повествование (термин, обозначающий сохранение традиций классической испанской литературы при создании современных произведений).
В своем новом романе ФА неожиданно отошел от политической темы прославившего его романа «Родина» и обратился, как сказал бы Лев Толстой, к мысли семейной – главный герой Тони, обычный мужчина средних лет и среднего класса, переживает мучительный кризис, спровоцированный тяжёлым разводом. Глубоко разочарованный в жене, сыне, семейной жизни вообще, профессии и, скажем так, окружающем социуме, он приходит к такому оригинальному решению, как суицид. Это если коротко.
Мелодрама объемом более 700 страниц о депрессивном неудачнике превращается, по сути, в глубокий философский текст о смысле жизни, переоценки ценностей и перерождении для новой жизни. Герой бродит по улицам с собакой, бесконечно рефлексируя и пересматривая свой жизненный опыт. Детство в патриархальной семье, тиран отец, овдовевшая мать, которой они с братом успешно сломали личную жизнь из детского махрового эгоизма и истерической ревности. Этот самый брат, люто ненавидимый в детстве и презираемый во взрослом возрасте. Красавица-жена, которой он был нужен, как выяснится впоследствии, исключительно для статуса и для прикрытия нетрадиционной ориентации (да, западное общество не столь сверхтолерантно, как нам кажется). Сын, родившийся, так сказать, не слишком умственно одарённым, продолжает жить обалдуем – без образования, постоянной работы, кучкуясь в коммунах таких же оболтусов, периодически ожидаемо влипая в неприятности, из которых в его почти 30 лет по-прежнему вытаскивают родители. Тоскливый быт, раздражающие ученики на работе – баста! - решает Тони и начинает готовиться к переходу в иной мир.
Фланируя по улицам, он избавляется от всего, что удерживает на этом свете – книг, одежды, каких-то мелочей и предметов быта, просто оставляя всё это в парках, магазинах и остановках. Осталось продумать, куда пристроить собаку… Он хочет уйти свободным, и эту свободу олицетворяют те самые стрижи, за которыми Тони наблюдает на улицах…Тем не мене, Тони не совсем одинок и заброшен – у него есть друг по прозвищу Хромой и внезапно отыскавшаяся «бывшая» - женщина не от мира сего, Агеда. Эти двое, по сути, станут ангелами-хранителями для героя, что сам он, кстати, поймёт не сразу.
В романе много подтекста, нелинейное повествование, есть даже детективная линия (героя преследуют анонимные письма загадочного «смотрящего»), есть интрига, так как до конца мы не уверены, выполнит ли Тони то, что задумал. Повторюсь – житейский, по сути, роман к концу приобретает философский смысл, позволяя герою полностью пересмотреть свою жизнь и ценности. Отринув всё лишнее – не только в качестве вещей – он оказывается способен понять и принять истинное.
«Стрижи» это, безусловно, событие в современной литературе.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий