Паулина Брен (1966 г.р.) - писатель и историк. Она преподает в колледже Вассар в качестве адъюнкт-профессора междисциплинарных исследований на кафедре гуманитарных наук в Питтсбурге, США. Ее ранние работы были посвящены послевоенной Европе, особенно истории повседневной жизни за железным занавесом [информация с сайта «Лайвлиб»].
По сути, книга Брен это исследование истории феминизма в США в первой половине 20 века. И одной из первых ласточек женского движения и стал как раз нью-йоркский отель, открывшийся в 1927 году. Время и глобальные изменения в политической жизни (недавно закончилась Первая мировая война, началась Великая депрессия) потребовали и изменений в социальной – женщины, наконец, получили возможность активно участвовать в жизни государства, а для этого надо было получить образование и профессию. Это было возможно только в крупном городе, таком, как, например, Нью-Йорк, где и появился «Барбизон» - отель, полностью предназначенный для молодых женщин, ориентированных на саморазвитие и получение профессии.
Название, как можно было бы предположить, отсылает отнюдь не к кукле Барби (до появления которой, кстати, еще тридцать лет), а к направлению французской школы живописи – барбизонцев. «Барбизон» предоставлял женщинам-художницам все условия для творчества, а также в стенах отеля работали курсы для секретарш («Девушки Гиббса») и редакция журнала «Мадемуазель» - пристанище для будущих редакторов, писательниц, модельеров и манекенщиц. Отель, кроме того, вмещал в себя библиотеку, спортивный зал, кафе, ресторан, бассейн, магазины, аптеку – то есть из этого заповедника для юных дев можно было вообще не выходить. Репутацию отелю обеспечивал почти монастырский устав – посторонним вход был запрещён, мужчины (кроме вызванных врачей) не допускались в принципе. Чтобы заселиться в «Барбизон», надо было быть молодой, внешне привлекательной (!) белой представительницей среднего класса, способной оплатить пребывание в этом девичьем царстве, и кроме того, иметь при себе рекомендации. Рекомендации, кстати, мог выдать и журнал «Мадемуазель», регулярно проводивший литературные конкурсы по всей стране для будущих писательниц и журналисток. Победительницы заселялись в отель и проходили практику в редакции.
Всё это было прекрасно, только, вырвавшись из этого эдема с дипломами, планами и профессией, молодая мисс обнаруживала, что послевоенному социуму её достижения, собственно, уже не нужны – менталитет и мораль американского общества 50-х годов требовал от приличной женщины обязательного замужества, пятерых детей и ухода с работы, чтобы осесть в своем загородном домике с белым штакетником, и полностью раствориться в быту. «Зачем всё это было?..» - вопрос, на который не было ответа, и который сломал Сильвию Плат, «барбизонку» и знаменитую американскую поэтессу. Она, кстати, посвятит своему пребыванию в отеле единственное прозаическое произведение – роман «Под стеклянным колпаком», где «Барбизон» фигурирует под названием «Амазонка». Чуть позже новые веяния, а именно сексуальная революция 60-х, большая свобода, предоставляемая женщинам, сломает и саму концепцию отеля. Уже никто не стремился поселить своих дочерей непременно в симбиозе женского монастыря и пансиона благородных девиц, изменилось время, мораль и требования общества. «Барбизон» бесконечно перестраивался и реформировался, пытаясь выжить в постпатриархальные времена, и, в конце концов, в 2007 году превратился в жилой дом, элитное жильё для богатых.
Вроде «Барбизон» не художественное чтение, такой экскурс в историю Соединенных Штатов, но читать книгу очень интересно, он воспринимается как такой социально-производственный роман благодаря хорошему языку и авторскому стилю, а так же качественному переводу.
P.S. Кстати, когда «Барбизон» только начало лихорадить от реформ, оптимизаций, реорганизаций и инноваций, первое, от чего отель избавился – библиотека. Кто бы сомневался…
Книгу «Барбизон» можно взять в библиотеке семейного чтения, книгу Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком» - во всех библиотеках города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий