среда, 9 октября 2024 г.

Анна Шипилова «Скоро Москва»: сборник рассказов

Шипилова Анна Константиновна (1989 г.р.) - современная российская писательница. Родилась в Москве; окончила ВГИК им. Герасимова. Рассказы печатались в сборниках издательства «Эксмо» и литературных журналах. Финалистка премии «Лицей», лауреат премии журнала «Знамя».
Как ни странно, на сегодняшний день формат рассказов переживает волну популярности у читателей – пример тому как раз и есть Шипилова, дебютный сборник которой стал лидером продаж на весенней книжной ярмарке Non/fiction. Вообще издатели с удивлением констатируют тот факт, что жанр малой прозы вышел в авангард, подвинув формат романа. Лично мне кажется, что это связано с всё более убыстряющимся темпом жизни, скоростью сменяющихся событий, и если ты фиксируешь в художественной прозе день сегодняшний, пока свежи все эмоции и есть потребность отразить наболевшее, у тебя, как автора, просто нет времени сидеть над внушительным фолиантом.
По сути, перед нами очередной автор из серии «Дети девяностых», отразивший в своём творчестве, через собственную биографию, все травмы времени. Лучше всего о своей дебютной книге сказала сама Анна: «Основной «движок» моих историй — это социальная несправедливость, а как автор своей целью я вижу эту несправедливость показать, вывернуть наизнанку и иногда гиперболизировать. Мой сборник — о людях, которые не напишут о себе сами, я чувствую себя призванной дать им голос. Мои прототипы — это и я сама в юности, и мои подруги и друзья, и окружение: соседи, знакомые, одноклассники и их родители, одногруппники. Я выросла и всю жизнь прожила на окраине Москвы, поэтому я очень хорошо знаю не-парадную, не-туристическую «похорошевшую» Москву. Я наблюдатель и беру сюжеты из жизни, слушаю истории, разговоры на улице».
Время действия простирается от 90-х прошедшего века до начала СВО. Мне было эмоционально тяжело читать этот сборник; критики назвали эту прозу феминистической, но это слишком обобщенное и прямолинейное определение, вызванное тем, что почти все главные герои рассказов (а в сборнике их двадцать) женщины. И эти женщины уязвимы, основная тема – насилие. В семье, социуме, где угодно – и все травмы, которые мы тащим из детства, не отпускают нас до конца жизни. И та среда, в которой ты вырос – в сборнике это городские окраины, далёкие от столичных красот и достопримечательностей – в 99,99% засосёт тебя навсегда. Неудачи и несчастья закаляют лишь малый процент людей, большинство они просто ломают. Женщины же ломаются непоправимо – мы знаем массу примеров, как из книг, кино, так и из жизни, когда какого-нибудь, хорошего, но опустившегося персонажа «подбирает» и воскрешает женщина, но не знаем ни одного обратного примера.
Тем не менее, мне хотелось бы рекомендовать эту книгу, мне кажется, это достойная литература, а не полупублицистика на злобу дня, как можно было бы подумать. В заключение опять процитирую автора: «Смысл названия — это предостережение не множить насилие, иначе оно окажется у порога и постучит в дверь».
Книга поступит в фонды городских библиотек в начале следующего квартала

Комментариев нет:

Отправить комментарий