Я уже писала, как недавно обратила внимание, что в отечественной современной прозе сформировался отдельный жанр, который можно назвать «Дети девяностых». Собственно, это, как правило, тот самый автофикшн, определение которому различные словари дают так: разновидность литературы, в которой элементы биографии автора пересекаются с художественным вымыслом. Здесь не обязательно скрупулезно следовать этапам своей биографии – допускается вымысел, ибо задача жанра – донести дол читателя свои эмоции и переживания, нимало не заботясь о сюжете и последовательности изложения.
Те девочки и мальчики, взросление которых пришлось на самый тяжелый период новейшей российской истории, выросли, каждый со своей душевной раной, и понесли свою исповедь в массы. Они узнаваемы даже в художественной прозе, как та же Вера Богданова со своими «Отравленными плодами», и Любовь Баринова с «Кто ты будешь такой». Удивительно, но среди авторов мне не попадались аборигены столиц, а если попадались, то детство и юность их проходила на окраинах и задворках, вдали от парадных фасадов и были совсем были непохожи на отрочество условной Ксении Собчак – тоже ребёнка девяностых. Коммуналки, убитые хрущёбы, пьющие отцы (если они вообще были), непутёвые матери, шайки «реальных пацанов» на улицах (не тех, которых сегодня облагораживают в сериалах, а реальных подонков и отморозков – ибо именно такими они и были), тоскливое «гостевание» у суровых бабушек, пока родители пашут на двух работах, компании таких же неприкаянных ровесников на улице, вечное безденежье и главное, самое страшное – полное отсутствие перспектив, приправленное тем, что вся страна успешно разваливалась и катилась в бездну.
Все нижеперечисленные авторы, это как раз те, кто сумел вырваться из предначертанной биографии и на фоне большинства своих дворовых друзей и одноклассников, на сегодняшний день, вроде вполне благополучен – по крайней мере, в плане реализации.
Итак, краткий обзор. Алла Горбунова («Конец света, любовь моя») – юная оторва выживает, как умеет, на городских улицах; Мария Панкевич («Долина красоты») - вполне бы сгодилась по поведению в подружки к Алле – попадает, по сути, в сектантский лагерь для проблемных подростков. Анастасия Сопикова («Тоска по окраинам») – то самое нищее детство, отсутствие родительской любви и, как следствие, отчаянные ее поиски во взрослой жизни; Эмилия Галаган («Я люблю тебя лучше всех») – глухая безрадостная провинция, тот же унылый быт, полукриминальные друзья-подружки, родственники-неудачники и яростное желание вырваться отсюда любой ценой; Юрий Каракур («Фарфор») – одинокий мальчик-ботаник, коротающий будни в компании бабушки и её подруг, потому что родители заняты, а подходящих друзей не нашлось (кстати, это самая оптимистичная книга среди всех, может потому, что маленького Юру искренне любила хотя бы добрая бабушка). Борис Лейбов («Мелкий принц») – те самые столичные задворки, школьные друзья и внезапная эмиграция (отец, занимавшийся бизнесом, спрятал от бандитов семью на Кипре), оторвавшая ребёнка от привычной среды и приятелей, окунувшая в совершенно чужой мир, где надо было приспосабливаться, чтобы выжить. Оксана Васякина (трилогия «Рана», «Степь», «Роза») – опять глухая провинция, равнодушная мать, безотцовщина, холодная бабка, непутёвая тётка и ребёнок, замкнутый в этом царстве баб-неудачниц, безуспешно ищущих хоть какого-то, но мужика, и весь смысл жизни сводящих к поесть-погулять-побухать-и по…, ну, вы поняли. Анастасия Миронова («Мама») – Север, лесбаза, маленькая девочка живет с любящими мамой и бабушкой, но, по сути, всё время дома одна, вполне самостоятельна, но боится всего – в подъезде можно наткнуться на агрессивного алкоголика-соседа, по улицам ходят страшные взрослые, от которых можно всего ожидать, кое-где даже стреляют, а от милиционеров надо держаться подальше – и ежедневный подспудный ужас, что мама с работы однажды не придёт…
Это не развлекательное чтение явно, но правда и искренность рассказчика подкупают и цепляют. Мне в девяностые было двадцать лет, и таким ужасом они для меня не обернулись по одной причине – я выросла в полной семье, с любящими и заботливыми родителями, которым повезло сохранить работу. На моей работе зарплату в 90-е платили раз в полгода, и неизвестно, где бы я была, если бы не родственники. Часть моих одноклассников уже давно лежит на кладбище, и у редких причиной смерти была болезнь. Ненавижу это время, и не испытываю никакой ностальгии, пусть Ксюша Собчак грустит по «святым девяностым». Кино и сериалы про девяностые смотреть просто физически не могу, но вот книги читаю… И я думаю, всем, кто застал это время, читать будет интересно.
Книги можно взять в городских библиотеках
Комментариев нет:
Отправить комментарий