среда, 14 мая 2025 г.

Эмма Клайн «Гостья»

Эмма Клайн (1989 г.р.) - американская писательница. Закончила Колумбийский университет со степенью магистра искусств. Писать (и публиковаться) начала ещё со студенческих времён. Первый роман, «Девочки» (2016), получил положительные отзывы. Книга вошла в шорт-листы нескольких литературных премий. Сюжет перекликается с громким делом о деструктивной секте Чарльза Мэнсона, который в 60-е годы сколотил культ имени себя из сдвинутых по фазе истеричек. Секта прогремела после того, как эта свора забила насмерть беременную первую жену Романа Полански, известную актрису Шерон Тейт. Второй роман, «Гостья», был опубликован в 2023 году. Рассказы писательницы публиковались в журналах; в 2017 году Клайн была названа одним из лучших молодых американских романистов, журнал Forbes включил её в «Список 30 до 30». Эмма лауреат Плимптонской премии.
Итак, «Гостья». Несмотря на обложку, словно сошедшую с рекламы июльского «Космополитена», и сюжет, который тоже вполне мог вывалиться со страниц глянца, роман неожиданно мне понравился. Что лишний раз подтвердило мысль о том, что неважно, о чём написано, а важно КАК написано.
…Перед нами неделя существования некой Алекс, 22-летней особы без определённого места жительства и занятий. С одной стороны, это типичная экскортница – молодая и эффектная блондинка в поисках богатого спонсора, за счет которого можно жить. Но от продуманных девиц подобного образа жизни Алекс отличает абсолютное скудоумие, когда ей часто отказывает чувство самосохранения, присущее даже простейшим. Ещё Алекс постоянно врёт и, как запущенный клептоман, тащит всё, что плохо приколочено.
В начале книги мы застаём Алекс на вилле богатенького буратины по имени Саймон, где она ненавязчиво прижилась. Вилла находится в пафосном пригороде, что-то типа калифорнийской Рублёвки. В часы, когда не надо своего папика ублажать и сопровождать, Алекс катается на дорогущем саймоновом авто и/или валяется на пляже. С момента, когда она умудрилась слегка помять любимую игрушку Саймона, и началась Алексова недельная одиссея. За порчу машины эту ходячую барби просто выставили за дверь – предполагалось, что она сядет в пригородный поезд и свалит к себе домой. Вот только дома у Алекс нет. У неё вообще ничего нет, кроме больших проблем. Своим враньём, мелким (и крупным) воровством и неотданными долгами Алекс нажила себе кучу врагов, самый страшный из которых полукриминальный гопник Дом, которого, в своё время, эта фея нагрела на огромную сумму. Пацанчик взбеленился и предсказуемо навострился мстить. Охраняемая вилла Саймона ещё и шанс для Алекс отсидеться в безопасности.
С вокзала, куда Алекс доставила секретарша её спонсора (ей даже купили билет – лишь бы убралась), наша блонди тайком (и пешком) идёт обратно в посёлок, потому что в её пустой голове засела единственная мысль – она проникнет на виллу бывшего любовника, тот всё поймёт и простит, а заодно избавит её от преследования Дома. Да, вот такая логика. И вот эти несколько дней, когда наша героиня выживает без денег, крыши над головой, еды и воды – это нечто.
Как у любого мошенника, у Алекс неимоверно развито чувство интуиции, она феерически, покруче дипломированных психологов, прочитывает ближнего и просчитывает свои действия на шаг вперёд. Гениально мимикрирует под любое общество, умеет манипулировать мужчинами и женщинами. Кроме внешней привлекательности, Алекс находится в том счастливом возрасте, когда легко закосить и под семнадцатилетку и под тридцатилетнюю. Ей предоставляют кров, её кормят, поят незнакомые люди; Алекс, как гениальный паразит, моментально находит среду обитания, позволяющую не просто продержаться, но и двигаться дальше. Никаких рефлексий, метаний и депрессий, никакого отчаяния и паники даже в самых тупиковых ситуациях. И никаких моральных ограничений – ворует и подставляет Алекс так же естественно, как дышит. До неё даже не доходит, что, веди она себя чуть умнее и осмотрительнее (в идеале – и порядочнее), можно было бы вполне неплохо жить, причем таким же паразитом. Однако она упорно гадит каждому, кто имел неосмотрительность помочь бедняжке, и в очередной раз оказывается на дороге. По которой так же упорно, как запрограммированный киборг, движется к своей цели.
Впечатление ошеломляющее от романа, ничего, кроме отторжения, героиня не вызывает, а оторваться от книги невозможно. Автор приводит таки Алекс на виллу к Саймону, однако чем обернётся этот камбэк нашей героини, до конца непонятно – у романа открытый финал. Но, как мне кажется, это и не важно, важно было показать этот феномен – неистребимую, как плесень, захребетницу, способную попутно разрушить любого, кто имел несчастье встретиться ей на пути.
Книга поступит в фонды городских библиотек в текущем году

Комментариев нет:

Отправить комментарий