среда, 4 февраля 2026 г.

Сергей Авилов «Мы были почти счастливы»

Сергей Юрьевич Авилов, судя по его биографии и книгам, в которых он неизменно главный герой, классическая жертва любовных страстей. Родился в Ленинграде в 1979 году, закончил школу, затем поступил Гидрометеорологический институт на факультет океанологии, занимался футболом. Потом в его жизни начали появляться девушки, что нормально, ненормально только то, что все они ломали – и в буквальном, и в переносном смысле – будущего автора. Не получилось из Авилова ни океанолога, ни футболиста, зато получился писатель с уклоном в раннего Лимонова.
В молодости я думала, что это исключительно женский выверт психики – западать на откровенных придурков и мазохистски не только терпеть издевательства с их стороны, но и находить им оправдания, а в особо запущенных случаях - благодарить за яркие годы и приобретённый опыт. Оказалось, что гендер тут не при чём, и Сергей Авилов тому подтверждение.
Почему мне на ум пришел Эдичка, объясняю – Лимонов был любителем ярких дам трудной судьбы, как правило, свободных нравов и с разнообразными зависимостями. Он с удовольствием описывал в своих романах, что именно они (дамы, не зависимости) с ним творили, а это, в свою очередь, вдохновляло Эдуарда Вениаминовича на творчество. Какая-то доля литературного эксгибиционизма присутствует и в автобиографических романах Сергея Юрьевича, это уже было видно по премиальной «Капибару любят все».
Итак, «Мы были…» начинается с разочарования семейной жизни. Проблема: сын вырос, жена приелась. Слишком правильная, слишком спокойная, слишком предсказуемая. Укладывается спать в смешной мешковатой пижаме, игнорируя дерзкие кружевные боди, настойчиво презентуемые недовольным мужем, жаждущим как-то оживить умерший интим. Герой записывается на художественные курсы для взрослых, чтобы развеяться, и вот там-то и находит свою большую любовь вкупе с большими проблемами.
Фам-фаталь Сергея руководит этими курсами и зовут её Светка – именно так, поскольку чисто визуально, своим хрупким телосложением и детским лицом, она напоминает подростка. Как выяснится позднее, своим поведением она тоже напоминает подростка, причём педагогически запущенного. Главная беда – у этой художницы алкоголизм, не слишком заметный для непосвященных, ибо пока хорошее здоровье и молодость не дают отразиться ему на лице. Но процесс уже пошёл – запах, похмелье, вечная дежурная бутылка в рюкзаке, знание всех окрестных торговых точек, где тебе продадут огненную воду в любое время суток, и – неизменный спутник таких людей – патологическая лживость и абсолютная ненадёжность. Вся книга – любовная лихорадка главного героя, крепко влипнувшего в эти отношения, радостно падающего на дно, причем осознающего – так дальше продолжаться не может. Светка высосет Сергея до упора, а когда отвалится, причинит ему ещё большие муки. Однако, исходя из заглавия романа, всё-таки этот эпизод в жизни Авилов называет счастьем: Светка, забрав всё, вернула вдохновение.
Читать всё это любопытно, к тому же пишет Авилов хорошо. Любителям психологических романов и токсичных отношений точно зайдёт.
Книга поступит в фонды центральной городской библиотеки в текущем квартале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий