четверг, 11 января 2018 г.

Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него»

Алексей Сальников родился в 1978 году в Тарту. Публиковался в альманахе «Вавилон», журналах «Воздух», «Урал», «Волга». Автор трех поэтических сборников. Лауреат премии «ЛитератуРРентген» (2005), финалист «Большой книги» и «НОС». Живет в Екатеринбурге. 
Такое ощущение, что автор написал свой роман, сам находясь в гриппозном бреду. Очень странный необычный текст. Это какая-то фантасмагория, разворачивающаяся в унылых зимних декорациях задворок Екатеринбурга, в которую, как в грипп, ныряешь независимо от своей воли и живёшь в этой параллельной реальности, пока не выздоровеешь. Сюрреалистичность всего происходящего добавляет то, что действие разворачивается накануне Нового года. Есть главный герой с самым распространённым русским именем Саша и такой же фамилией Петров. Его профессия тоже не блещет экзотикой - автослесарь. Зато в жене Петрова этой присутствует некая нестандартность – от непроизносимого татарского имени-отчества до ставшей странной для большинства профессии библиотекарь. Оба героя в разводе, но продолжают жить (во всех смыслах этого слова) вместе – тоже не бог весть какая редкость. Есть сын, младший школьник, помешанный на смартфонах и тупых мультиках – тоже, увы, всё обычно. На этом всё обычное и заканчивается.
Сюжет, в котором, в сущности, не происходит ничего, можно пересказать парой фраз: главный герой, в котором уже поселился опасный вирус, долго, но упорно добирается до родной квартиры, в которой уже заболевший сын и почти заболевшая жена – в городе эпидемия гриппа. Добирается возможными и невозможными способами: пешком, общественным транспортом и катафалком. Попутно застревая в каких-то гостях с неизбежными алкогольными возлияниями и словесными излияниями «за жизнь». Периодически в передвижения Петрова вторгается странный друг по имени Игорь, который лично мне напомнил не реального человека, а святочного чёрта – единственный в романе, которого Петров умудрился не заразить и который своей бешеной энергетикой и всегда неожиданными появлениями и исчезновениями меняет сюжет по ходу. Дальше в тексте идут экскурсы в детство Петрова (подробнейшее описание детского новогоднего утренника), в прошлое Петрова, в прошлое Петровой, историю Петрова-младшего, а заканчивается всё неожиданно историей Снегурочки, она же студентка Марина, которая в своё время потрясла Петрова-старшего на утреннике неестественной бледностью и ледяными руками. На ней (Снегурочке-Марине) текст и обрывается – ощущение, что тебя, наконец, накрыл кризис в болезни и ты просыпаешься со слабостью в организме, но уже без температуры и ломоты во всём теле. Похоже, сам Сальников к этому моменту тоже поправился, иначе как объяснить этот даже не открытый, а оборвавшийся финал романа. 
Удивительно, но это бредовое повествование мне понравилось – может, оттого, что читала роман в новогодние каникулы – не знаю, как в Екатеринбурге, а у нас тут полярная ночь и круглосуточная инфернальная тьма, может, оттого, что сама находилась на грани больничного. А может, уже просто схожу с ума. 
Вряд ли «Петровы…» понравятся т.н. широким массам, но, думаю, поклонников у романа будет немало – в интернете не нашла ни одного (!) отрицательного отзыва, сплошные восторги. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий