четверг, 9 апреля 2020 г.

Делия Оуэнс «Там, где раки поют»

Не знаю, видела ли писательница-натуралист Оуэнс черно-белый фильм 50-х «Колдунья», но когда я читала роман, всё мне напоминало об этой истории. Да и сама Делия на современных фото похожа на постаревшую Марину Влади как родная сестра, а её героиня Киа , слившаяся с природой настолько, что полностью выпала из социума, на Ингу из фильма. 
Делия Оуэнс (род. 1949), чей роман «Там, где раки поют» стал удачным дебютом благодаря, кроме прочего, ещё и автобиографическому моменту. У будущей писательницы было нестандартное детство с матерью из разряда тех людей, которых раньше считали странными и нелюдимыми, а теперь именуют интровертами. Всё детство Делия провела, по сути, в лесу: мама была убеждена, что природа, в любых своих проявлениях, для ребёнка – это лучшая компания. Тем не менее, Делии, в отличие от героини её будущего романа, удалось сохранить хорошие отношения с соседями и даже найти друзей. Позже Оуэнс закончила пару университов, получила специальность зоолога, вышла замуж за такого же любителя природы и долгое время изучала поведение животных в Африке, выпускала научные труды. Сейчас живёт в США и продолжает заниматься научными наблюдениями за животными.
… События в романе разворачиваются в 60-е годы где-то в Северной Каролине, в маленьком городке. За городом, в болотах, в какой-то убогой хижине обитает неблагополучное семейство: неадекватная мамаша, пьющий отец и, как часто случается у таких пар – целая орава детей. Героиня Киа, на тот момент, шестилетняя – самая младшая. В городе, куда они изредка выбираются в магазин, семейство – изгои. Их игнорируют и сторонятся, как заразных. Никого, никакие социальные службы, не волнует, что там творится. А там происходят удивительные вещи: мать семейства однажды собрала вещички и просто ушла. Она, видите ли, устала (как выяснится в конце романа) и её надо понять и простить. Я что-то так и не поняла, как можно было кинуть детей на такого супруга. Через недели две, поняв, что она не вернётся, разбежались все старшие дети, не желающие жить с агрессивным папашей-алкашом. Младшей не убежать и она осталась выживать. Маугли хотя бы звери защищали и кормили, здесь же Киа сама по себе. Подробности (голод, отсутствие подходящей одежды, страх перед недобрыми взрослыми и ещё более недобрыми ровесниками) наводят оторопь. Через пару лет уходит и отец – тоже устал. Киа, она же Болотная Девчонка, существует в абсолютном одиночестве, не разговаривая неделями, живёт с продажи рыбы, которую ловит, и моллюсков, которые собирает. Вроде есть одна семья в городе (тоже изгои, поскольку негры, а быть чернокожим в Америке 60-х ещё то удовольствие), где ей по мере сил помогают, и есть мальчик-рыбак, научивший Киа грамоте. Так она взрослеет, не уставая раздражать - просто своим существованием - добрых сограждан, и превращается со временем в довольно красивую девицу. Свою физическую привлекательность эта дикарка абсолютно не сознаёт и не стремится использовать, однако обывателей данный факт совсем не успокаивает. Поди, уследи теперь за морально нестойкими мужьями и женихами!.. Далее события принимают криминальный оборот – на болоте находят тело некоего Чеза, местного плейбоя, которого вроде видели в компании Болотной Девчонки и возникает подозрение, что ходил он туда явно не поющих раков слушать… Начинается следствие, и оно вполне может закончится для Киа электрическим стулом. 
Вроде Оуэнс пришла в романе к вполне себе хэппи-энду, в который мне не очень верится… Ну всё вроде в финале благополучно разрешилось, как в голливудской мелодраме (кстати, книгу экранизировали), но остается какой-то жуткий осадок. По сути, роман о глобальном предательстве и абсолютном одиночестве – сначала предают родители, потом братья-сёстры (никто из них так и не поинтересовался, устроившись в новой жизни, – а как там маленький ребёнок, оставшийся на болоте?.. Зато после все вернулись к взрослой, самостоятельной и успешной женщине – здравствуй, сестрёнка!!. Так это ты у нас теперь известная писательница?!.. Да ладно! Ну, встречай гостей!), потом первая любовь, затем вторая… Все бросают и уходят просто, не объясняясь. Уходят, когда плохо и возвращаются, когда хорошо. И всё это на фоне ненавидящего тебя социума. Надо быть, наверное, действительно сверхчеловеком (или святым), чтобы всё это перешагнуть и не сломаться. После такой жизни обычно получаются не известные писательницы, а серийные маньяки… 
Книга написана хорошим языком, чувствуется, как сам автор любит и понимает природу, и, думаю, понравится многим, особенно женской аудитории. 

Комментариев нет:

Отправка комментария