четверг, 12 сентября 2019 г.

Матиас Фалдбаккен «Ресторан «Хиллс»»

Матиас Фалдбаккен (род. 1973) – норвежский писатель и художник, издавший под псевдонимом Abo Rasul «Скандинавскую мизантропическую трилогию», первая часть которой – «Кока-гола компани» – была (цитата) «с восторгом встречена и читателями, и критиками». Этот факт всеобщих восторгов меня очень позабавил, т.к. произведение повествует о порно-бизнесе в Норвегии. Следующий роман «Ресторан «Хиллс» уже был номинирован на Премию Браги - одной из престижнейших литературных премий Норвегии. 
…Обложка книги усыпана такими восторгами («блистательное утонченное изображение жизни… изысканное блюдо, которое хочется растянуть на подольше… маленький шедевр…очень изящный, неожиданный, глубокий и тонкий роман о разрушении вековых структур»), что невольно задираешь планку и ждёшь чуть ли не катарсиса. Увы, я не дождалась. Наверное, ничего не понимаю в вековых структурах.
Место действия – элитный ресторан в Осло, с многовековой историей, соответственным интерьером и кухней. На стенах – подлинники художников первого эшелона, когда-то здесь побывавших и расплатившихся таким оригинальным способом - предмет зависти и вожделения всех крупных музеев. В винных погребах - все мыслимые раритеты из этой области. В меню самое простое блюдо – фуагра в трюфелях. Среди сервировки встречается серебряная посуда, которой пользовались полумифические скандинавские короли. Главный герой – официант где-то под 50 лет, всю жизнь посвятивший своей профессии. На протяжении всего романа он разглядывает и ехидно обсуждает (про себя) человек пять-шесть постоянных клиентов. Одни и те же персонажи появляются в одно и то же время и предсказуемы во всём – от выбора меню до поведения. Не происходит ничего. Вообще ничего. Размышления официанта меня не трогали, они мне показались претенциозными и какими-то картонными. Впрочем, как все персонажи романа в целом. Ну просто стаффажи на картине. Или это и была задумка автора?.. 
…Герой периодически посещает кухню, спускается в погреба или поднимается под потолок (там сидит тапёр). Кроме упомянутого тапёра, есть ещё дама-бармен, гардеробщик и нервный повар в непрекращающемся процессе «фламбирования». Как человек, «измученный нарзаном», то бишь магическим реализмом, я подозревала, что все они окажутся под финал призраками – нигде не упоминается о том, как герои уходят домой/ приходят на работу, есть ли у них вообще какая-то жизнь, помимо ресторана, никто даже не знает, спускается ли тапёр со своих антресолей. Они всегда в ресторане, как проклятые души, болтающиеся на месте собственной гибели. Ан нет, это был просто реализм, никакой мистики. Роман даже не закончился – оборвался. Шёл-шёл текст да и закончился неожиданно. Наверное, именно так и разрушаются «вековые структуры». Осталось ощущение недоумения – что это было вообще? О чём это?.. Наверное, любителям скандинавской литературы понравится, кто-нибудь оценит атмосферу романа – ведь что-то там есть, в нём, премиальном?.. Наверное, надо уметь разглядеть, но у меня не получилось. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий