понедельник, 14 октября 2019 г.

Эдуард Лимонов «Мои живописцы»

Как любитель всего прекрасного, от красивых женщин до модной одежды, изысканных интерьеров и потрясающих ландшафтов, Эдуард Вениаминович вполне предсказуемо оказался поклонником живописи. Я вообще неровно дышу к писателю Лимонову, и эта симпатия долго для самой себя являлось необъяснимой – где я и где необузданный витальный Эдуард?.. Пока наконец не дошла причина: абсолютная искренность. Вот то, чего невозможно достичь упорным трудом, опытом, учёбой – это либо есть в творчестве, либо напрочь отсутствует. И присутствие этой искренности, внутренней свободы, цепляет сразу, по крайней мере, меня, и моральные устои автора и политические пристрастия последнего становятся неважны совершенно. Более того, они могут в корне расходится с твоими собственными – такова сила обаяния настоящего таланта.
…Сама книга небольшая по объёму и напоминает записную книжку. По стилю – тоже. Это такие заметки, эссе по поводу эстетических пристрастий писателя в живописи (и не только), слегка разбавленные автобиографическими экскурсами в эмигрантское и до-эмигрантское прошлое автора. Не в пример большинству беженцев из соцлагеря, Эдуард Вениаминович посещал не обильные магазины (или не только их), но и все (!) музеи изобразительных искусств тех городов, по которым его мотала судьба.
Лимонов не стал мудрить и прошёлся по своим кумирам в хронологическом порядке - от Раннего Возрождения до сегодняшнего дня. Читать было любопытно, особенно если представляешь, о чём вообще речь и сам любишь живопись - интересно сопоставлять собственные взгляды и вкусы автора на один и тот же предмет. Ну и Лимонов не был бы Лимоновым, если бы не выдавал мимоходом перлов типа того, что «средний класс обывателя не сексуален. Сексуальны дети рабочих и аристократов», Джоконда похожа на «стареющую библиотекаршу в шали» (ну спасибо тебе, дед Лимон), а секрет появления (и прославления) типажа рубенсовских женщин – в климате Нидерландов. Ибо только рядом с такой пышущей обильной плотью можно пережить неуютную сырую зиму тех мест. Ну и бесспорное, с которым трудно не согласиться, о сегодняшнем дне: «…тенденция влезть в бессмертие задёшево (…); попытка современного амбициозного человека изнасиловать судьбу, обойтись без непременного наличия таланта (…)» - как пинок в адрес многочисленных современных деятелей от искусства, авторов т.н. «перфомансов».
Книга будет интересна как поклонникам самого писателя Лимонова, так и любителям живописи.
Книга в ближайшее время поступит в фонды ЦБС

Комментариев нет:

Отправить комментарий