Александр Мотелевич Мелихов (настоящая фамилия Мейлахс) —литературный критик, публицист, автор книги «Диалоги о мировой художественной культуре» и нескольких сот журнально-газетных публикаций, заместитель главного редактора журнала «Нева». Также он кандидат физико-математических наук, окончил математико-механический факультет Ленинградского университета, работал в НИИ прикладной математики при ЛГУ. Как писатель Александр Мелихов известен, прежде всего, своими романами: каждый год у Мелихова выходит по крупному прозаическому произведению. Совсем недавно увидел свет его роман «В долине блаженных», до этого были «Заземление», «Краденое солнце» и вошедшее в шорт-лист «Русского Букера» «Свидание с Квазимодо».
Новая книга «Под щитом красоты» раскрывает читателю не прозаические, а публицистические и литературно-критические таланты писателя. Сборник состоит из статей, эссе, очерков и рецензий, герои которых - российские и зарубежные классики и современники. Автор, начав рассказ о подзабытых литераторах прошлых столетий, плавно перешел к обзорам отечественной прозы XXI века. Поражают читателя его размышления насчет Нобелевской премии, как фабрики фальшивого золота.
Щит красоты из заглавия книги - это литература. «Если бы мы лишились художественной литературы, мы захирели бы от эстетического авитаминоза», - утверждает писатель. Размышлять о роли красоты в искусстве Мелихов начинает с имен Гоголя, Толстого и Достоевского. Рассуждая о Пушкине, Мелихов обращается не только к мнениям знаменитых литературных критиков прошлого, но и к публикациям о «солнце русской поэзии» современного литературоведа Владимира Новикова, писателей Петра Вайля и Александра Гениса, поэта Александра Кушнера, делая вывод, в целом применимый ко многим героям его сборника: «Как и всякий великий художник, Пушкин не учит, а защищает нас от скуки, ужаса и безобразия реальности».
Анализируя классические произведения, Мелихов пытается рассудить, как их воспринимали в разные эпохи: сразу после первой публикации, в советские годы и сегодня. Любопытно следить за личными впечатлениями писателя, ведь один и тот же роман, одна и та же повесть в юности и в зрелости могут читаться абсолютно по-разному. Именно это личное делает книгу живой. Мы узнаем, как на восемнадцатилетнего Мелихова повлияла «Скучная история» Чехова, что подарили ему знакомства с Александром Житинским и Григорием Померанцем, по каким причинам он хотел бы порекомендовать читателям тех или иных авторов.
Мелихов не шаблонно, как по учебнику, открывает Некрасова и Экзюпери, Платонова и Шолохова, Зощенко и Хемингуэя... В творчестве каждого автор находит нечто свое - то, что способно вызвать родственные чувства, с чем хочется согласиться. А если герой прочитанного романа нашел отклик в чьей то душе, это и станет витамином, позволяющим под щитом красоты пережить жизненные неудачи.
«Великие писатели создают иммунную систему нашей души». Александр Мелихов рассуждает о том, какой метод защиты от ужаса и безобразия мира приносит тот или иной писатель; кто из них защищает нас красотой, гордостью, юмором, смирением, светлой грустью, чьей защиты хватает на века, а чьей – лишь на одно поколение или даже на один сезон. Говоря библиотечным языком, эта книга о пользе библиотерапии. В наше время, когда едва ли не каждая новость из телевизора или газеты несет негативный оттенок, книги нужно рекомендовать к прочтению хотя бы в терапевтических целях.
Я рекомендовала бы ее не только филологам и учителям литературы, но и вдумчивым фанатам чтения.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий