Кейт Элизабет Рассел (1984 г.р.) - уроженка штата Мэн, получила университетское образование, она доктор философии и магистр изящных искусств. «Моя тёмная Ванесса» - её дебютная книга, написание которой заняло восемь лет. Роман вышел в марте 2020, стал бестселлером и был переведен на 35 иностранных языков. В предисловии Кейт пишет, что сюжет лично к ней не имеет никакого отношения, это художественный вымысел, плод фантазии. Это предупреждение не случайно: роман о педофилии написан от первого лица и текст настолько болезненно-откровенный, что лично у меня возникли сомнения, что, не обладая хоть каким-то подобным опытом, возможно ли настолько психологически верно обрисовать ситуацию? Весь процесс совращения взрослым человеком подростка, страшный своей продуманностью, неторопливостью и расчетом, показан с такой хирургической точностью, что может просто служить пособием для начинающих Гумбертов и – предупреждением для потенциальных Лолит.
Главной героине Кассандре 15 лет и она уезжает из дома в престижную школу, где будет жить на полном пансионе – что-то вроде элитного интерната. У Кассандры нормальная полная семья, вроде никаких особенных комплексов и проблем, кроме самых обычных подростковых. Это воспитанная, вполне симпатичная, коммуникабельная, начитанная девочка. Никаких вредных привычек и сомнительных наклонностей – такую не страшно отпустить из дома, тем более в такое разрекламированное, престижное и недешевое заведение. Кассандра успешно учится и попутно записывается на литературные курсы под руководством мистера Стрейна – авторитетного преподавателя сорока лет.
Сюжет развивается в двух временных отрезках – мы наблюдаем 15-летнюю Кассандру и Кассандру 32-летнюю. Повзрослевшая «Лолита» эмоционально застряла в бывших отношениях и, как следствие, новых построить не может. Роман начинается с того, что на героиню выходит некая студентка, заявившая на Стрейна о сексуальном преследовании, и для полноты картины на суде требуются показания бывших жертв. Только вот Кассандра никаких выводов не сделала, проблему, что называется, не проработала (хоть и ходит по психологам), упорно считает случившееся с ней, несовершеннолетней, «любовью», и никаких претензий к Стрейну выдвигать не собирается. Более того, опытный манипулятор плотно внедрил в её голову постулат «меня никто не заставлял, я сама захотела», т.е. в своё время полностью переложил ответственность за происшедшее на несовершеннолетнюю, незрелую личность. Давление на совесть типа «ты не подтвердишь, и он дальше пойдёт калечить судьбы детям» тоже мимо кассы. Кассандре вообще всё безразлично, такое ощущение, вообще она в настоящем не живет, а существует. Никого из неё не получилось – ни полноценной женщины, ни писательницы. Нет ни семьи, ни друзей, ни карьеры, ни увлечений – ничего. Большой потенциал, заложенный в этом ребёнке, сдулся. Нелюбимая работа, серая жизнь, унылый быт.
Вывод, наверное, неутешительный – 100% уберечь ребенка от ублюдка невозможно. Никакие беседы, доверительные отношения в семье и т.п. не гарантия. Просто потому, что своего жизненного опыта у подростка нет, чужой не интересен, в голове каша, а в теле бушуют гормоны. Ответственность полностью лежит на взрослом человеке – как бы тебя ни соблазняли, «сами хотели», провоцировали и преследовали, никаких отношений в данной ситуации быть не может, просто по определению.
Отдельное «спасибо» хочется адресовать Набокову – практически через каждый текст, затрагивающий данную тему, красной нитью проходит его «Лолита». Каждый совратитель с претензией на интеллигентность норовит сунуть в руки будущей жертве этот опус. Классик русской литературы словно выдал индульгенцию педофилам всех времён, напялив на извращение красивые декадентские одежды, приписав уголовному деянию какие-то высокие эстетические смыслы. Позволив обыкновенное насилие над тем, кто просто слабее и беззащитней тебя, именовать «любовью». Надеюсь, наш любитель бабочек ответил за свой посыл на том свете…
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий