понедельник, 20 января 2020 г.

Филис Дороти Джеймс «Двенадцать ключей Рождества»

Фи́ллис До́роти Джеймс, (2020-2014) - не очень известная у нас британская писательница, автор популярных детективов. Настолько популярных, что суммарный тираж её книг — свыше 60 млн. экземпляров. Она неоднократно награждалась литературными премиями, а произведения Джеймс регулярно экранизировались. Более того, она считается чуть ли не второй Агатой Кристи, даже на своих поздних фотографиях напоминает мисс Марпл. Роднит её с Кристи и тот факт, что действия большинства произведений, как правило, «происходят в каком-нибудь закрытом месте: в частной больнице, адвокатской конторе, теологическом колледже, на острове и т. д.» (Википедия). Детективные истории писательницы вообще обильно насыщены классическим английским бытом: уютные деревни, уединённые коттеджи в зарослях жимолости, кресла у камина, рождественская омела, газоны, чаепития с кексами и пудинги на обед. Родина оценила этот скромный патриотизм миссис Джеймс – она была пожизненным пэром Палаты лордов с ненаследуемым титулом баронессы и офицером ордена Британской империи.
Помимо романов, Дороти ещё и автор малого жанра – за свою жизнь она издала немало рассказов, очерков и эссе. «Двенадцать ключей Рождества» - это сборник рассказов. Несмотря на интригующее название (это всего лишь заголовок одного из рассказов) и соответствующую обложку, хочется сразу отрезвить читателя – все произведения существуют сами по себе, темой Рождества отнюдь не объединены, как можно было бы подумать. А жаль… Только в двух рассказах фигурирует один и тот же герой – инспектор Адам Денглиш, персонаж нескольких романов, которого Джеймс создала ещё в шестидесятых. Тем не менее, единство в подборке можно обнаружить – все рассказы пропитаны фирменным английским духом в лучших классических традициях: всё очень неторопливо, запутано и антуражно, что ли. 
Сам рассказ, давший сборнику название, на меня впечатления не произвёл, понравились два других: первый, «Дом твоей мечты» - с лихо закрученным сюжетом, когда сам преступник вдруг превращается в жертву, а невинная жертва на поверку оказывается циничным манипулятором и настоящим злодеем, и ещё один, «День рождения». Этот рассказ уже не жуткий, как предыдущий, а где-то и смешной, с оттенком сарказма. Главный герой, 80-летний старик, мирно доживает свои дни в доме престарелых. На юбилей ему приходит мысль – а не перебраться ли в более элитное место. Благо деньги позволяют, дедушка оставил сыну и дочери неслабое наследство. Однако прижимистые детишки отнюдь не собираются раскошеливаться, считая, что дедушка вполне может доскрипеть остаток дней и в более скромной обстановке. Ишь, разлакомился, старый! Нет чтобы культурно вовремя помереть, а то, во-первых, зажился, а во-вторых, ещё и требования предъявляет. То, что своим благополучием они обязаны целиком и полностью отцу, благодарным наследникам даже в голову не приходит. Они вообще небольшого ума и хитрый старикан это хорошо понимает. То, как элегантно этот коварный пенсионер прокручивает детективную комбинацию, провоцируя недалёких скупердяев и в результате добивается своего, достойно восхищения. Как говорится, на детях гения природа отдыхает – кроме денег, папа не смог передать родным детям ни своего ума, ни оборотливости, ни здравомыслия, ни способности к риску – всего того, что позволило ему в своё время это состояние нажить. 
Расслабляться за чтением, пожёвывая рождественские печеньки, не получиться – большинство рассказов довольно жёсткие и психологически тяжёлые, повторюсь, что оформление книги обманчиво. Но любителям классических английских детективов, где описания занимают большую часть сюжета, а так называемый экшн отсутствует полностью, «Двенадцать ключей…» безусловно понравятся. Меня, например, Дороти Филис как автор очень заинтриговала, захотелось почитать и её т.н. большую прозу… 
Романы Ф.Д. Джеймс можно взять во всех библиотеках города, кроме библиотеки семейного чтения

Комментариев нет:

Отправка комментария