Так, кто у нас авторы? Анастасия Вепрева (род. 1989) - художник, куратор, критик из Санкт-Петербурга. Участница самых разнообразных выставок, редактор портала КРАПИВА. «В круг творческих тем входят коллективная память, гендер и репрезентация военных конфликтов. В графических работах создает образ отношений между человеком, государством и машинами. Манере присущи сдержанность в выразительных средствах и тонкая проработка деталей» - снисходительно сообщает нам сайт VLADEY, который посредством аукционов продвигает современное российское искусство в массы. Роман Осминкин (род. 1979) — поэт, перформер, арт-критик, активист. Аспирант Российского Института истории искусств, автор нескольких книг.
В 2016 году эти два товарища поселились в коммунальной квартире в центре Петербурга и происходящее там стали описывать в Facebook. Плодом этих публикаций стала пьеса, а 2021 вышла книга – смесь дневниковых записей и покушений на социальное исследование. Книга открывается велеречивым вступлением, напичканным научными терминами из антропологии, философии, этики, этнографии, социологии и культурологии и заканчивается таким же послесловием. По стилю очень похоже на лекцию Орловича из «Покровских ворот» про фалехов гендекасиллаб. Между этими заумями расположился немудрящий текст, фиксирующий события в духе «Витёк снова забухал и уснул поперёк коридора», «Нинка с Танькой скандалили на кухне из-за немытой плиты», «Нам опять сунули под дверь чужой мусор!», «Из уборной спёрли ёршик» и т.п. Но ради справедливости скажем, что и под эти события у авторов находятся умные аллюзии.
Чтобы мы представляли картину происходящего во всей эпической мощи, Вепрева и Осминкин в начале текста заботливо перечислили персонажей книги-исследования и даже приложили чертёж квартиры.
…Вздорная пенсионерка, держащая в кулаке всё своё семейство, похмельные мужички в труселях-семейниках, крепко сбитые бабёнки-хабалки, дети-маугли, во втором классе едва читающие по слогам, зато с утра до вечера тупящие в телефоне, кошки и собаки, гадящие по углам, регулярно что-то протекающее, плесневеющее или перегорающее – в этих декорациях, далёких от пати на Венецианском биеннале, проходят будни (и выходные) наших изысканных авторов. Проходят с пользой – журнал «Сноб» томно публикует отрывки из коммунальной летописи, героев тайно посещают модные операторы-фотографы и эстетствующие приятели, утомленные гламуром и желающие окунуться в петербуржские трущобы. Ни дать, ни взять князь Феликс Юсупов, инкогнито заглядывавший для остроты жизни в ночлежки для бродяг.
Наши авторы дипломатично избегают ссор и конфликтов, мудро подчиняются заведённым порядкам и стараются не особо выделяться на колоритном коммунальном фоне. С аборигенами разговаривают на их языке, и только в записках сквозит усталая интеллигентская ирония. Жильцы в принципе верно поняли суть новых соседей, наградив их погонялом «ботаны», но судя по тому, что и Анастасия, и Роман до сих пор живы-здоровы, до конца не подозревали, что стали арт-объектом и героями сетевых публикаций. Как удачливые разведчики, поэт и художница вовремя смылись (съехали со своей Петроградки) до того, как раскрутили свой проект. Надо быть действительно творческой неординарной личностью, чтобы превратить убогое существование в ветхом жилище в а) монографию по антропологии, б) культурологический перфоманс, в) сценарий для театра, г) книгу путем простой фиксации каждого прожитого дня.
Заканчивается «Коммуналка…» на четвертой странице обложки вдохновляющей фразой некоего Марка Липовецкого, профессора Колумбийского университета, предложившего, с помощью авторов «…по-новому взглянуть на якобы непреодолимую пропасть между современными хипстерами-интеллектуалами и так называемым народом».
Ну что тут добавить… Как представитель так называемого народа, повторюсь, что хипстерам-интеллектуалам просто повезло вовремя сделать ноги. Одно дело потусить в клоаке пару лет, а другое – провести там всю жизнь, без вариантов…
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке, библиотеке семейного чтения
Большое спасибо, дорогая Татьяна, за вашу подробную рецензию! Ваши Роман и Анастасия.
ОтветитьУдалить