Джейн Мэ́ллори Би́ркин (род. 1946) — англо-французская актриса, певица, своеобразная фэшн-икона 60-70-х годов прошлого века. Известна длительным личным и творческим союзом с французским певцом, актёром и режиссёром Сержем Генсбуром, а так же тем, что сорок лет назад вдохновила французских кутюров на создание безумно дорогой пафосной сумки, больше похожей на дешевый хозяйственный баул, скрещенный с дорожным саквояжем. Дело в том, что с юных лет хрупкая Джейн, видимо, следовала постулату «всё своё ношу с собой», везде и всюду появляясь не иначе, как с объёмной корзиной. Пока, наконец, в 1984 году её мощный аксессуар со всем содержимым не свалился на голову (дело было в самолёте) представителю модного дома Hermès, и он (модный дом) в итоге не придал багажу Биркин более цивилизованный вид.
Вообще, Джей Биркин – типичная представительница «икон стиля» 60-х. Благополучная девочка из приличной буржуазной семьи, не чуждой творчеству, и со свойственной таким девочкам «протестом» и желанием вырваться на волю, то есть в богему. С 11 лет Джейн ведет дневник, в котором обращается к Манки – плюшевой макаке, ставшей своеобразным талисманом на протяжении многих лет. Манки не только выслушивал девичьи душевные излияния, но и ездил на гастроли, обладал обширным гардеробом, жил на съемных квартирах и гостиницах, лежал в больницах практически со всеми представителями семейства, а в финале своей кукольной жизни упокоился вместе с любовью всей жизни своей хозяйки Сержем Генсбуром. По сути, это был символичный жест - Джейн одновременно похоронила двух самых любимых мужчин. Биркин дважды была замужем, имела массу поклонников, но именно Генсбур, кумир Франции, стал Пигмалионом мало кому известной актрисы и подарил ей билет в вечность.
На протяжении двух книг – а дневник вышел в двух томах – мы, в сущности, читаем роман взросления, превращение девочки-девушки-женщины. Текст очень открытый и эмоциональный. На страницах дневника мы видим стихи и рисунки Джейн, более поздние авторские комментарии. Отношения с родителями, подругами, мужчинами, творчество, любовь и семья… Биркин стала матерью трёх дочерей, к воспитанию которых относилась тоже в духе того хипповского времени – безумно любила и позволяла жить, как нравится, не особо напрягаясь с родительским контролем. Этот сомнительный метод, однако, принёс свои положительные плоды. Несмотря на ранние браки (первый раз Биркин стала бабушкой в 41 год), все трое реализовались в творческой профессии и довольно известны во Франции. Но ни одна – на мой субъективный взгляд – не унаследовала ни маминой сексапильности, ни стильности, ни шарма. Джейн Биркин выпускала успешные музыкальные диски, снималась в кино и даже засветилась в паре культовых фильмов – таких, как «Фотоувеличение» и «Бассейн».
Самые грустные страницы – последней части, когда постепенно уходят близкие люди – родители, родственники, друзья и любимые. Умирают или уходят в другую жизнь – как повзрослевшие дети или бывшие возлюбленные. Биркин болезненно – как любая женщина - наблюдает возрастные изменения, надвигающуюся старость. Но навсегда закрыть дневник Джейн заставит настоящая катастрофа – в 2013 году её старшая дочь шагнёт в открытое окно. Больше Биркин не напишет ни строчки.
Книга понравится не только любителям мемуаров и дневниковой прозы, но и тем, кто интересуется европейской культурой шестидесятых.
Книги можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий