Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (1870-1960) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
…Не надо пугаться объема (два увесистых кирпича по 700 страниц каждый) и унылого хрестоматийного заглавия. Воспоминания Бенуа на самом деле – не искусствоведческий экскурс, а классическая семейная сага, полная событий, житейских интриг и юмора, которая будет интересна и тем, кто вообще далёк от мира живописи и об этом художнике слышит впервые. Хотя тем, кто хоть раз был в Эрмитаже, наверняка запомнилась небольшая картина Леонардо да Винчи – «Мадонна с цветком», она же «Мадонна Бенуа» – наследство семьи художника, проданное музею в 1914 году. Вообще Александр Бенуа, сам потомок французов и итальянцев, всю жизнь тяготел к западной культуре, снисходительно иронизировал над художниками а-ля Васнецов с былинными сюжетами, был равнодушен к московской «азиатчине», зато обожал Петербург, петровскую эпоху и Францию времён Короля-Солнце.
…АН вырос в огромной семье, занимавшей несколько этажей в большом петербургском доме. Родился, когда отцу было почти 60 лет, матери за сорок - всего в семье родилось девять детей. Семья была не только большой и творческой (почти все – либо художники, либо архитекторы, либо музыканты), но и дружной. С первых страниц на нас обрушиваются многочисленные домочадцы – бабушки, тётушки, дядюшки, братья, сестры, свояки, своячницы, прислуга и поставщики, а так же друзья дома, подруги матери – один персонаж колоритней другого… Кстати, о подругах – чего стоит одна тётя Лиза, бывшая смолянка, помешанная на манерах, но неистово, с пылом современных поклонниц айдолов, фанатеющая от итальянского тенора Мазини. Сам АН, не в пример богемному окружению, оказался однолюбом и примерным семьянином – ещё в подростковом возрасте познакомился с будущей женой, Анной Кинд, преодолел яростное сопротивление обеих семей и женился таки на любви всей своей жизни. Семьи упирались по вполне объяснимой причине – Аня была родной сестрой жены старшего брата Альберта, а этот союз активно распадался. Насмерть разругавшись, семейства Бенуа-Киндов собирались уже навеки распрощаться, к обоюдному облегчению, как вдруг выяснилось, что замаячила перспектива породниться вновь! Короче, Шекспир отдыхает…
Если первый том это сплошная семейная карусель, то второй практически весь посвящен встречам и общению с художниками и меценатами. Путешествия, сотрудничество с «Миром искусства», работа в театре – обо всём этом Бенуа пишет так же живо и интересно. Кроме того, АН автор «Истории русской живописи в ХIХ веке» и «Путеводителя по картинной галерее Императорского Эрмитажа» - вроде бы научных работ, но читаются они как увлекательнейшая беллетристика.
Воспоминания Бенуа будут интересны и любителям мемуаров и тем, кто интересуется историей искусства.
Книгу «Мои воспоминания» можно взять в центральной городской библиотеке, библиотеке им. Л.А. Гладиной; книгу «История русской живописи в ХIХ веке» - в библиотеке им. Л.А. Гладиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий