среда, 18 ноября 2015 г.

Ануш Варданян «Мой папа – сапожник и Дон Корлеоне»

Закрыв книжку, я не отметила для себя ничего особенно выдающегося и даже не собиралась писать какой либо отзыв, но решила заглянуть в Интернет и найти информацию об авторе. И вот тут я изменила настроение и к книге и к автору. Послушеем автора: «Кем я считаю себя? Иногда полным дерьмом… Иногда приличным человеком… Иногда малодушным и равнодушным. Я вот, например, наполовину армянка, наполовину русская – итак, вопрос, кто я? Я по образованию режиссер, по профессии сценарист. Но я пишу также и прозу, рисую, делаю кукол из рваных тряпок – итак, вопрос, кто я? Эти вопросы можно задавать себе до бесконечности.
От будущего я не жду ровным счетом ничего. Я просто хочу, чтобы это «будущее» было. Чтобы жизнь продолжалась. Наши ожидания, как правило, мелочны и совершенно исключают радикальные перемены. Человек не любит меняться – это трудно, это больно чаще всего. Поэтому я уповаю на мудрость жизни как таковой. Пусть она катится, скачет, ползет, но пусть она будет! Что угодно, только пусть не пятится. Однажды я сказала сыну, тогда еще подростку: «Я буду идти вперед, чего бы это мне не стоило. Не смогу идти, буду ползти, не смогу ползти, буду цепляться ногтями в землю и тащить вперед свое тело. И это не подвиг, я просто так устроена.» Сын мой смотрел на меня почти восхищенно (редко ловишь на себе такие взгляды) и ответил: «Это самые сладкие слова, которые я слышал в жизни!»
Итак, «Мой папа…». Наверное, это трагикомическая семейная сага. Комического мало, больше драмы. История про одну армянскую семью, где глава, Хачик, шьёт обувь – и не абы какую, а модную и стильную. Кстати, «Хачик» - это реальное имя, представьте, а не оскорбление. Между прочим, с армянского переводится как «крестик», полное имя – Хачатур, «несущий крест», т.е. практически «Христофор»! Итак, герой, однажды влюбившись в элегантные босоножки из итальянского журнала, сразу понял, какую обувь надо шить модницам, и не прогадал - сделал бизнес. 
Семья колоритная. Бабушка – ведунья, дед – в почёте у односельчан, мама Люда влюбилась в молодого солдатика (того самого будущего обувного дизайнера Хачика), стала его женой. И он увёз Люду из Душанбе к себе в армянское село, наперекор её родителям. Есть дети – две девочки и мальчик, от лица которого идёт повествование. В книжке много грустного, и война в Карабахе, и неприветливый Ленинград, в лихие 90-е, и люди разные – злые, несчастные… Почему в названии романа связь с Доном Корлеоне: Хачик прочитал за свою жизнь одну-единственную книгу - Марио Пьюзо «Крестный отец», и образ Дона Корлеоне стал для него примером, идолом. Даже портрет Марлона Брандо висел всегда в комнате Хачатура и смотрел на обувщика пронзительным взглядом. Книга читается быстро, написано не надуманно. 
Книгу можно взять в библиотеке им. Л.А. Гладиной

Комментариев нет:

Отправить комментарий