пятница, 13 мая 2016 г.

Мишель Уэльбек «Покорность»

Мишель Уэльбек (1959) французский писатель, поэт, лауреат литературных премий, в т.ч. – Гонкуровской (2010) за роман «Карта и территория».
Содержание всех романов МУ можно свести к одному определённому выводу: современное европейское общество обречено. Одиночество, потеря нравственных ориентиров, равнодушие ко всем и ко всему, отсутствие цели и будущего – вот удел уэльбековских героев. 
«Покорность» - о том же, но пострашнее: события разворачиваются в совсем уж недалёком будущем (2022 год) на фоне больной для МУ темы – исламизации западной культуры - и вся эта политическая утопия так похожа на сегодняшнюю реальность, что оторопь берёт.
Главный герой романа – преподаватель Сорбонны Франсуа живёт жизнью «неприкаянного интеллигента» по принципу героев своего любимого писателя Гюинсманса – персонаж знакового романа французского классика «Наоборот» «испытывает отвращение к окружающему миру, живёт один в загородном доме и предается утонченным и извращенным удовольствиям». Вот примерно тем же занят и Франсуа, с тем отличием, что на загородный дом он не заработал. Не общается с родителями, весть об их смерти доходит до него через бог знает сколько времени и не производит никакого впечатления; меняет сексуальных партнёрш – их даже любовницами не назовёшь, настолько эти встречи одноразовы, друзьями не обзавёлся, есть университетские приятели, с которыми можно только сплетничать о таких же, как он сам…
Разнообразие в эту рутину вносит политика – к власти приходит мусульманская партия, а следом – президент-мусульманин. Никакого насилия и террора, всё по-западному демократично и по-восточному хитроумно: новая власть предусмотрительно сразу взялась за образование, а следовательно – за будущее поколение избирателей. И вот Сорбонна, как и остальные учебные учреждения, преображается: из преподавательского состава (как и со всего рынка труда в стране) исчезают женщины, а так же убеждённые холостяки и принципиальные девственники, помешанные на науке. Оставшиеся мужчины в обязательном порядке принимают ислам, а попутно обзаводятся 15-летними жёнами для спальни и 40-летними для кухни.
В мгновение ока страна меняет культурную оболочку: исчезают магазины и учреждения с неподходящим для новой власти ассортиментом, преображаются улицы Парижа – в столице европейской моды больше нет места локонам, развевающимся на ветру, мини-юбкам, облегающим фигуру джинсам и всяким там разрезам-вырезам…
И всё, повторюсь, тихо, мирно, благородно – недовольные новыми порядками увольняются с пособием, на разы превышающим прежнюю зарплату и сразу перестают быть недовольными, преступность исчезает, безработица тоже – нефтедоллары из Саудовской Аравии текут рекой в бюджет.
И тот же Франсуа становится перед выбором – вернись в университет, уважаемый, ты же такой ценный специалист, ты нужен новой власти, но прояви покорность – прими правильную религию и соответствуй её правилам и нормам. На кой тебе личная свобода, эта химера, за тебя уже всё подумали, продумали и решили, мы лучше знаем, как надо. А вернуться ему хочется, потому что оказалось, что свобода, даже финансово подкреплённая, Франсуа ни к чему - ему реально нечем заполнить свободное время и даже «утонченные и извращенные удовольствия» перестали удовольствиями быть. Потому что единственная женщина, к которой он испытывал какие-то чувства похожие на любовь и привязанность, была еврейкой, в новую действительность не вписывалась никак и посему отбыла со всем своим семейством на историческую родину, чтобы продолжать учиться, работать и одеваться так, как нравится ей, а не руководящим органам. Финал книги оставляет впечатление, что герой, как и вся Франция, проявит-таки эту покорность…
Роман бы я рекомендовала всем, с одной оговоркой – книга имеет возрастное ограничение 18+, Уэльбек любитель описывать откровенные сцены, но они из контекста не выпадают, это уже дело личного принятии или непринятия. В интернете много разгромных рецензий, в том числе с претензией по поводу излишней натуралистичности, но мне книга понравилась.
Книгу можно взять в библиотеке семейного чтения

Комментариев нет:

Отправить комментарий