среда, 2 ноября 2016 г.

Леонора Каррингтон «Слуховая трубка»

Всегда завидовала городским сумасшедшим: живут себе в параллельном мире, ярком и прекрасно-ужасном, и плевать хотели на суровую реальность. Что им тарифы ЖКХ, «оптимизация» на работе и мировая политическая обстановка – они уже благополучно рехнулись и без вышеперечисленных причин. И благодаря этому, похоже, только чокнутые и выживут в случае глобальной катастрофы – финал повести «Слуховая трубка» лучшее тому подтверждение.
Автор «Слуховой трубки» Леонора Каррингтон (1917-2011) - персонаж под стать своему сюрреалистическому произведению. Дочь богатых родителей, позиционирующая себя как художница, всю жизнь была занята тем, что бы ещё такое отчебучить, чтобы уже совсем перейти грань добра и зла. До конца своих дней неугомонная Леонора колесила по миру, тусовалась с богемой всех мастей, любила в чём мать родила появляться в публичных местах, кормить гостей волосатыми омлетами и, как следствие, даже успела полежать в психушке, откуда успешно бежала. Помимо живописи (смесь сюрреализма, символизма и ещё бог весть чего – но довольно любопытно, можно посмотреть в интернете, мне, кстати, понравилось), занималась литературой. «Слуховая трубка» считается вершиной её творчества.
Сюжет поначалу меня привлёк – главная героиня, вполне милая 92-летняя старушка, живёт в доме своего сына. У этого подкаблучника есть довольно отвратная жена и мерзский 25-летник сынок-оболтус. Эти двое мечтают сбагрить зажившуюся старушку в дом престарелых, о чём последняя узнаёт только благодаря подарку от такой же древней подружки – та вручила своей глухой наперснице слуховую трубку. Кстати, героиня ничем своих домочадцев не утруждала – и жила в отдалённой комнате и сама за собой ухаживала и глаза старалась не мозолить.
Тем не менее бабушку быстро выпроводили в странную богадельню «для её же блага». Вот тут реализм закончился и начался полный сюр. Сначала я думала, что старушка просто уснула на скамейке в своём саду (ещё на этом этапе у неё начались подозрительные видения), может, она очнётся в реанимации в эпилоге и всё объяснится старческим маразмом. Некоторые продвинутые читатели в рецензиях в интернете заподозрили автора в курении травы – уж больно дальнейший сюжет напомнил посвящённым постнаркотический бред.
Если коротко, неунывающая старушка оказалась в очень странном месте, кишащим чокнутыми мистиками, оборотнями, гулящими монахинями, ведьмами, чудищами и т.п., а под конец Каррингтон сместила Землю с оси, поменяла полюса и осчастливила немногих выживших новым ледниковым периодом…
Кстати, о предисловии – его вообще лучше не читать. Этот текст заморачивает голову не хуже самой повести, ибо пытается подвести под забавный литературный казус, которым СТ является, могучую философскую базу. И сравнение СТ в издательской аннотации с «Алисой» Кэрролла тоже мне кажется лукавством – ничего общего – ради будущих продаж. Это произведение ну очень на любителя, скажем так.
P.S. …хотя сейчас подумала – если уж суждено закончить свою жизнь в богадельне, причём оказавшись там благодаря родным детишкам, лучше уж точно сразу впасть в маразм, водиться с пёсьеголовыми людьми, варить адское зелье с человечинкой и искать Грааль, чем ясно осознавать происходящее…

Комментариев нет:

Отправить комментарий