Роман Фаулз открывает авторским предисловием с объяснением, что он написал и заканчивает авторским же послесловием о том же – что он написал. Ибо уразуметь без этих объяснений о чём вообще идёт речь, невозможно до конца романа. Хотя и конец мало что проясняет. Должно быть, автор смутно это подозревал и закончил роман объяснительным эпилогом.
Начинается «Куколка» как исторический роман, продолжается как роман нравов, затем превращается в детектив, обрастает мистикой, становится фантастикой и заканчивается опять же историческим романом с религиозным уклоном. Но Фаулз не был бы Фаулзом, если бы в финале не вылил на читателя ушат холодной воды – в «Эпилоге» вдруг выясняется, что вся эта фантасмагория есть попытка его, автора, представить историю возникновения какой-то там английской секты 18 века с неудобоваримым для русского уха названием «трясуны». Сам Фаулз к «трясунам» явно неравнодушен, а современными официальными религиями недоволен (всеми сразу – это тоже из «Эпилога») и объясняет необходимость существования инакомыслия (раскола, сект) неуёмным стремлением человеческого сообщества к истине. Обложки и авантитул книги усеяны восторгами высоколобых критиков про «инкубаторы зародышей смыслов», «мифоэпическое воображение», «композиционную смелость» и т.п. Возможно, это действительно «безусловный шедевр по всем категориям», но тема религиозных исканий в художественной литературе мне глубоко чужда и посему «Куколка» после прочтения 500 страниц текста оставила только ощущение потери времени и разочарование.
Книгу можно взять в городской детско-юношеской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий