понедельник, 26 мая 2014 г.

Александр Снегирев «Чувство вины»

Обычно книги выбираю долго, тщательно, придирчиво, стараясь обходить стороной «особо продвинутых» авторов, но на этот раз я попалась. Передо мной новая книга Александра Снегирева «Чувство вины». В аннотации сказано, что в этой книге «семь историй свободного обращения с запретными темами. Ханжам не рекомендуется, остальные найдут здесь динамизм сюжета, мысль и задор». Уже после первого рассказа стало понятно, что я ханжа, что книга - не моя, и я уже отложила ее в сторону, но потом все-таки решила дочитать и рассказать вам о «динамизме и задоре» автора.
Первый же рассказ - «Внутренний враг» - произвел на меня неизгладимое впечатление. Но какой ценой?! Главный герой Миша вначале кажется абсолютно нормальным человеком: порядочным, интеллигентным и даже добрым. На него внезапно обрушивается наследство в виде дома с умирающим от рака прямой кишки дедушкой. Дедушка оказывается бывшим НКВдэшником, которых люто ненавидит герой, и после смерти деда у него сносит крышу от вопросов: «А пытал ли дедушка? Истязал? Лампой в лицо светил? Руки держал? Яйца каблуками давил? Гасил окурки о тела? Сапогами пинал? Пистолетом бил? Да или нет?». Потом его охватывает чувство ненависти: «Миша не мог простить, он желал убить всех. Доживающих стариков, потомков вырезать. Всех, причастных к расстрелам, пыткам, лагерям. Но не мог. А если бы мог, пытал бы бесконечно». В результате Миша пытает сам себя: жжет сигаретой, душит пакетом, отрубает пальцы топором и даже вздергивает себя на дыбе. И, если не обращать внимание на эти мелочи, то Мишу можно даже уважать, потому что все это не просто так, а ради прощения, он как бы просит прощения за деда: «Простите унижения, переполненные камеры, бараки, слезы!...Как больно, простите!». Кульминация рассказа гениально проста - герой начинает понимать (кому-то для этого нужна дыба), что ему нужно было простить деда. Два волшебных слова «Я прощаю» приходят к нему (или он к ним) таким вот изощренным способом.
А зачем такой рассказ и кому он интересен, отлично объясняет отец Миши, приходящий к нему, когда он в бреду висит на дыбе: «Твоя жизнь пресна. Ты придумываешь страсти…но тебе этого мало. Ты толстокожий. Как и я. Тебе нужны эмоции посильнее. Ты и сам изувер порядочный, да только кишка тонка! Я хотя бы осмелился! Твоя боль нужна только тебе…Ты слабак. Интеллигентик. Я таких как окурки давил!».
Наверное, сегодня очень трудно пробиться в писатели, и для того, чтобы стать известным, нужно обязательно вписать что-то такое грязненькое, мерзкое, чтобы заметили, оценили, да еще и похвалили. Вот и Александр Снегирев сюжет выбрал умопомрачительный, да и в описаниях приличий не придерживался. Так художественно и натуралистично описывать больного раком с калоприемником и пытки – отличный художественный прием, наверное. Книга отмечена знаком 18+, но печально, что сейчас такой литературы на полках библиотеки много. Остается только вспоминать о том, что когда-то художественная литература была вне возраста, книги классиков читали и дети. А некоторые современные книги стоит фильтровать, изымать, прятать.
Трудно мне – ханже - это описывать, но нельзя не признать, что книга заметная, а остальные рассказы не такие страшные. К тому же сам Александр Снегирев – фигура в современной литературе заметная. Он - лауреат премии «Дебют» и «Венец» за роман «Как мы бомбили Америку». Роман «Нефтяная Венера - финалист премии «Национальный бестселлер». Его «Тщеславие» названо «Независимой газетой» книгой года. По мнению критиков, он принадлежит к числу авторов, которых «аршином общим не измерить»: кто-то считает его графоманом, а кто-то новым Гоголем. 
Поэтому читайте и сами решайте «нужны ли Вам эмоции посильнее»?
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке

Комментариев нет:

Отправить комментарий